Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Психология » Смысл цели воспитания

Смысл цели воспитания

20 апр 2010, 16:44

Смысл цели воспитанияПопытавшись самостоятельно сформулировать цель воспитания, вы убедились, что сделать это совсем не просто. Соблюдение главных условий - простоты и достижимости оказалось наиболее сложным и трудно выполнимым. Все гениальное, т. е. продвигающее человечество вперед, оберегающее его от повторных ошибок, должно быть npocто и доступно, как в понимании, так и в достижении. Но иростота эта не может быть примитивной, чтобы не вывести на ложный путь, где «иная простота хуже воровства». Насколько же необходима постановка общей цели в деле воспитания?

Предыдущий анализ показал что универсализация путей развития педагогики в целом приводит к поиску стандарта, способов приведения многих личностей к единому образцу, своего рода знаменателю, усредняющему всех и вся. С другой стороны, бесцельного воспитания быть не может. Любые педагогические отношения предполагают качественные изменения, как для воспитанника, так и для воспитателя. И обойтись в этом процессе без определения цели нельзя. Проблема в другом: каким должно быть содержание этой цели, ее смысл, чтобы она была направлена не против человек а ему на пользу? Упомянутая в предыдущей главе несостоятельность традиционной формулировк

и цели основывается на невозможности сочетать в одном лице диаметрально противоположные качества и виды деятельности, черты характера. Но главный пopок этой формулировки не только в иллюзорности, недостижимости такой цели воспитания. Одного этого уже достаточно для признания нереальности всей системы коммунистического воспитания. Ее цель - формирование всесторонне развитой гармоничной личности - по сути своей равнозначна подготовке творческой личности. Но, обозначенная таким образом, oна не могла избежать подчинения правилам идеологии тоталитаризма. А именно: обозначение явления никогда не раскрывает его истинного значения. И не столько потому, что «мысль изреченная есть ложь», сколько потому, что при тоталитарных режимах фальсификация понятий становится главным правилом пропаганды, которая подменяет воспитание.


Имеет смысл выделить такой аспект любой тоталитарной идеологии, как скрытое или открытое следование принципам идеологий религиозных. Но: только тем идеологиям, которые имеют ярко выраженную сектантскую ориентацию. В сектантстве, из какой бы конфессии оно не произрастало, важнейшим является так называемый элемент ереси. Под ересью понимается заимствование какой-то одной части общей религиозной истины. Например, вычленение идеи Бога-сына и отсечение идей Бога-отца и Бога-духа святого. При этом резко изменя­тся чисто внешняя, обрядовая сторона богослужения в сторону упрощения. Упраздняется ряд традиционных церковных догматов.


Инструментованные мощным пропагандистским аппаратом, в том числе и усилиями неистовых проповедников, ереси использовались в первую очередь как средство политической борьбы, поскольку всегда несли заряд новизны и простоты. Именно эти элементы, будучи наиболее притягательными, привлекали в секты огромное количество людей. Не те ли самые сектантские идолы использовались в идеологиях нацизма и большевизма? Достаточно было Гитлеру развить вычлененную из общей картины мироздания Ницше идею исключительности немецкой расы, поддержанную идеей арийского сверхчеловека, чтобы миллионы немцев поверили в фюрера и пошли за ним. Достаточно было Ленину с подачи Маркса вычленить идею классового превосходства пролетариата, чтобы ввергнуть Россию в пучину гражданской войны.


Несколько иную окраску идеологиям тоталитаризма, подменяющим пропагандой воспитание, придает использование Примитивных и понятных каждому призывов-лозунгов. Вспомним доктора Геббельса, министра пропаганды нацистской Германии, ведущего идеолога тоталитаризма в его национал-социалистической ипостаси: если белое тысячу раз назвать черным, оно станет черным. Вспомним и другого Иосифа, утверждавшего в самое кровавое десятилетие России, что жить стало лучше, жить стало веселее. Охотно и радостно верили и тому, и другому.


Если все-таки попытаться отыскать истинный смысл указанной цели, то мы обнаружим, что она также вступает в мощное противоречие со средствами ее достижения. Насколько необходима тоталитарному режиму творческая личность? прежде чем ответить на этот вопрос, разберемся в тех изменениях, которые претерпела цель воспитания со времен Маркса до наших дней. Сделать же это необходимо потому, что сегодня все настойчивее звучат заявления о том, что марксизм во многом был извращен последователями Маркса, из-за чего и оказался в проигрыше, в частности, в вопросах образования.



20 апр 2010, 16:44




Смысл цели воспитания


Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.