Развивающее обучение
В [41] мы, развивая мысль В.И. Загвязинского о двойственной структуре методов научного исследования, разделили их на методы-действия и методы-операции. Такое деление методов, очевидно, целесообразно применить повсеместно, в том числе и к методам учебной деятельности. Как известно, структурными единицами деятельности выступают направленные действия. Действие - единица деятельности, отличительной особенно¬стью которой является наличие конкретной цели. Структурными же единицами действия являются операции, соотнесенные с объективно- предметными условиями достижения цели. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Вместе с тем одна и та же операция может входить в разные действия (А.Н. Леонтьев).
Исходя из этого мы выделяем:
- методы - операции;
- методы - действия.
Такой подход не противоречит определениям метода, которые дает Энциклопедический словарь:
- во-первых, метод как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи;
- во-вторых, метод как совокупность приемов или опе¬раций практического или теоретического освоения дейст¬вительности.