Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Психология » Психология личности » Основная функция образного мышления

Основная функция образного мышления

 Основная функция образного мышления На психическое развитие человека, становление его творческо­го "Я" и выработку высоких нравственных принципов особое влияние оказывает образное мышление. Оно формирует обоб­щенное и динамичное представление об окружающем мире и позволяет выработать социально-ценностное отношение к этому миру, его этическую и эстетическую оценку.

 

Создание образов и оперирование ими является одной из основных фундаментальных особенностей интеллекта человека. Без этого человек не в состоянии анализировать, не в состоянии планировать свои действия, предвидеть их результаты и при не­обходимости вносить в свои действия изменения.

Уже давно доказано, что сложнейшие процессы образного мышления являются результатом чувственного восприятия реаль­ного мира. Эти результаты понятийно обрабатываются и мыслен­но преобразуются в зависимости от задачи, которая стоит перед человеком, и от его опыта.


Основная функция образного мышления - обеспечение про­цесса познания наиболее существенных сторон и закономерных связей объектов действительности в форме наглядных образов. Конечно, в формировании образа используются и словесные определения, суждения и умозаключения. Но слово в образном мышлении не является главным. Можно утверждать, что одна и та же задача может решаться путем постоянных переходов образ­ного и словесного выражений мысли. Каждое из них в отдель­ности не может выполнять задачу познания. Их взаимодействие и взаимный переход - условие успешной учебной деятельности, условие любого творчества.

 

Как происходит процесс решения задач в образах? Такое реше­ние протекает прежде всего при опоре на наглядный материал. Причем поиски решений ведутся одновременно в нескольких, иногда мало связанных между собой направлениях. Одни и те же элементы образа могут рассматриваться в разных связях. Ак­тивную роль при этом играет интуиция, в которой, как известно, нет развернутого анализа и рассуждений. Выводы чаще всего не формулируются в словах. Именно это и обусловливает то обстоя­тельство, что мышление в образах протекает быстро, свернуто и зачастую более эффективно во всех отношениях - как по време­ни протекания, так и по оригинальности и эффективности пути решения задачи.

 

Создание образов происходит в условиях, когда человеку предъявляется самый различный наглядный материал: предмет­ный, графический, условно-схематический или знаково-сим-волический. Для создания образов зачастую требуется переход от одного наглядного материала к другому с изменением в уме его содержания- В этом дети больше всего испытывают трудности. Объясняется это просто: в школьных программах не разработана технология обучения образному мышлению. А ведь оно может формироваться лишь при выполнении специальных задач, свя­занных с мыслительным преобразованием наглядного материала, видоизменением образов по форме, по цвету, пространственному расположению...

 

Пока что в школе такое обучение происходит не целенаправленно, а спонтанно, разрозненно и лишь на базе от­дельных учебных предметов. Правильно ли это? Создание образов и оперирование ими, по нашему мнению, является общеучебным навыком, и ориентация лишь на один или даже на несколько учебных предметов приводит к сужению возможностей создания высокоразвитого интеллекта.

 

Особенно очевидна важность обучения образному мышлению в начальной школе. До прихода в школу у детей преобладает, как известно, наглядное мышление, в котором господствует логика эмпирических связей. Эти связи ребенок обнаруживает в процес­се пользования вещами и наблюдения за их взаимодействием. С приходом в школу и появлением учебных предметов перед ребен­ком появляются новые задачи: надо выделить и обобщить опре­деленные стороны и свойства ряда явлений и предметов. Эмпи­рическим путем сделать это невозможно.

 

Ребенка надо научить моделировать, то есть целенаправленно выделять существенные стороны изучаемых явлений. Эти модели должны быть также индивидуальными, то есть отражать взгляды и особенности са­мого ученика. Развитое образное мышление как раз и дает воз­можность всё это делать в ходе учебной деятельности, в процессе познания окружающего мира.

Образное мышление - активное орудие познания. Без него не­возможно будет достичь основной цели народного образования XXI века - создания общества творческих личностей.

 

26 мар 2010, 10:19
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.