Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Психология » Психология личности » Интеллект и креативность

Интеллект и креативность

Интеллект и креативностьПроблема отношения креативности и интеллекта поставлена в тот момент, когда креативность была вьщелена в качестве самостоятельного фактора. Дж.Гилфорд полагал, что творческая одаренность включает в себя, по крайней мере, способности к дивергентному мышлению и к преобразованиям (IQ). Напомню, что, по Дж.Гилфорду, дивергентное мышление есть мышление, направленное на поиск разнообразных логических возможностей, способность к которому тестируется с помощью особых тестов' ("Необычное использование предметов", "Дополнение рисунка", "Нахождение синонимов" и т.д.).


В ряде статей Дж.Гилфорд рассматривает отношение интеллекта и креативности. Он полагал, что интеллект определяет успешность понимания и уяснения нового материала, а дивергентное мышление детерминирует творческие достижения. Кроме того, успешность творческой активности предопределена объемом знаний (зависящим, в свою очередь, от интеллекта). Дж.Гилфорд высказывает предположение, что IQ будет предопределять "верхний предел" успешности решения задач на дивергентное мышление.

 

Причем тесты креативности Дж.Гилфорда были связаны с оперированием семантическим кодом (словесной информацией), и он считал, что ограничивающая роль интеллекта для них будет выше, чем для невербальных тетов. Исследования показали, что корреляции между тестами интеллекта и дивергентного мышления выше для семантических тестов, чем для пространственных и символических.


Однако, результаты исследований К.Ямамото, а также Д.Хардгривса и И.Болтона позволяют ввести гипотезу "нижнего порога": конвергентный интеллект (IQ) ограничивает проявления креативности при низких значениях IQ, при IQ выше некоторого "порога" творческие достижения от интеллекта не зависят.


В исследованиях Дж.Гилфорда и П.Кристиансена также было выявлено, что при низком IQ практически не бывает проявлений творческой одаренности, между тем как среди людей с высоким IQ встречаются лица и с высоким и с низким уровнем развития дивергентного мышления.


Е.П.Торранс (Torrance E.P., 1988), обобщив собственные исследования, пришел к выводу, что связь между уровнем интеллекта и креативностью односторонняя. Он предложил модель интеллектуального порога: до уровня IQ * 120 креативность и интеллект образуют единый фактор, выше этого порога факторы креативности и интеллекта проявляются как независимые. Иначе говоря, до какого-то уровня 1Q ограничивает проявление креативности, выше "порога" креативность "вырывается на свободу".


Казалось бы, модель "интеллектуального порога" получила явное подтверждение. Но результаты исследований Н.Когана и М.Воллаха опровергли теорию "нижнего" порога. Коган и Воллах модифицировали процедуру тестирования: сняли временной лимит, отказались от показателя "правильности", по Гилфорду, сняли атмосферу соревновательности. В итоге факторы креативности и интеллекта оказались независимыми (Wollach М.А., Kogan N., 1965). Была выявлена и описана особая группа детей с высоким уровнем креативности, но с интеллектом ниже среднего.


Исследования, проведенные в лаборатории психологии способностей ИП РАН дали аналогичные результаты: снятие регламентации поведения испытуемого при тестировании креативности приводит к тому, что интеллект и креативность проявляются как независимые факторы. Более того, снятие регламентации более влияет на уменьшение
креативности творческих детей и менее - детей нетворческих. То есть адекватной для проявления креативности является система заданий, при которых поведение испытуемого регламентировано минимально.


С друюй стороны, выявлен факт, что внешняя мотивация творческих проявлений (с помощью инструкции) влияет на улучшение результатов, которые показывают некреативные дети, но мало сказывается на творческой продуктивности креативов.


Следовательно, отсутствие регламентации поведения (снятие лимита времени, соревновательности, оценивания и тп.) дает возможность проявить внутреннюю мотивацию, адекватную креативному поведению творческого ребенка Внешняя мотивация може1 временно стимулировать активность некреативов, но последствие ее очень кратковременно.
В 1980 г. вышла работа Д.Х.Додда и Р М Уайта, в которой проанализированы результаты исследования связей между IQ и оценками дивергентной продуктивности (Dodd D.H., White R.M, 1980)


Распределение индивидов в пространстве двух координат (IQ и дивергентная продуктивность) удивительно напоминает распределения, полученные при исследовании связей интеш]екта и обучаемости, а также интеллекта и успешности профессиональной деятельности. Интеллект ограничивает ''сверху" уровень творческой продуктивности Наивысшие показатели по тестам дивергентного мышления показывают шздивиды с максимальными значениями 1Q. Обратное не верно.

26 мар 2010, 10:19
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.