Описание лица
Упражнение 1
Учитель предъявляет ученикам репродукции картин-портретов, желательно в цветном исполнении. Ставится задача - подробно описать лицо человека по картине. Описание желательно проводить по определенной схеме, что даст возможность выполнить задачу более методично и связанно. Ниже приводятся некоторые внешние характеристики отдельных частей лица человека. Описание желательно проводить в указанном ниже порядке. Из каждого набора части лица ученик выбирает одну или две характеристики.
Лицо - широкое, узкое, вытянутое, овальное, круглое, угловатое.
Лоб - высокий, низкий, широкий, крутой, покатый, выпуклый.
Глаза - большие, маленькие, узкие, раскосые. Нос - толстый, большой, длинный, острый, кривой, прямой, тупой.
Щеки - круглые, полные, узкие, худые, впавшие.
Рот - большой, маленький, кривой, широкий, полный.
Губы - тонкие, толстые, полные, сжатые, широкие.
Подбородок - круглый, острый, сильный, энергичный, покатый, безвольный.
Уши - маленькие, большие, длинные, остроконечные, круглые, обвислые.
Шея - толстая, полная, жирная, стройная, худая, длинная, короткая.
Общее выражение лица: задумчивое, грустное, веселое, хитрое, удивленное, усталое, загадочное.
Желательно , чтобы учитель в соответствии с указанными выше характеристиками изготовил схематически наглядные рисунки, например, формы носа, губ, глаз и т. д.
Перед началом тренировки учитель дает пример описания лица. Для этого на доску вывешивается большой портрет.Учитель первым выполняет задание. После этого ученикам раздаются открытки-портреты, по одной на парту. Описания проводятся в парах. Ученики описывают лицо на портрете, дополняя и поправляя друг друга.
Упражнение 2. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИЦА
Учащимся раздаются по две открытки-портрета на одну парту. Ставится задача: сравнить лица изображенных людей в соответствии со схемой,приведенной в упражнении 1. Особое внимание следует уделить характеристике общего выражения лица, что является довольно трудным и не всегда точно доказуемым без учета ситуации, в которой находится данный человек.
Упражнение 3. ТРЕНИРОВКА ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ПРИ ОПИСАНИИ ЛИЦА
Упражнение проводится примерно после одной-двух недель тренировки по описанию лица в парах.
Учащимся раздаются открытки-портреты, которые им не следует предварительно рассматривать. По команде учителя открытки переворачиваются для кратковременного рассматривания (7-8 секунд). За это время ученики должны запечатлеть все основные характеристики лица. Затем открытки снова переворачиваются изображением вниз, и учащимся предлагается в тетради по памяти нарисовать лицо, изображенное на портрете с учетом основных характеристик.
При выполнении рисунка следует обратить внимание не на точность воспроизведения (что практически невозможно), а на шаржированное (подчеркнуто преувеличенное) изображение основных характеристик лица. Шарж позволяет их воспринимать более наглядно. На рисование следует отвести не более 2-3 минут. После этого учащимся предлагается обсудить шаржи - портреты и сравнить их с оригиналом. Упражнение типа "Шарж" следует проводить на протяжении 3-4 недель.
Упражнение может проводиться уже через 2-3 недели после начала тренировок образной памяти при описании лица. Учитель предупреждает, что сейчас в класс на одну минуту войдет и станет рядом с учителем один из учащихся старших классов. Задача: внимательно рассмотреть его лицо и дать ему характеристику по памяти. Присутствие старшеклассника нежелательно.Обсуждения проводятся сперва в парах, а затем переносятся на общеклассный уровень. Это упражнение проходит, как правило, очень активно и в значительной мере активизирует образную память. Для проверки можно попросить старшеклассника снова на минуту войти в класс.
Упражнение 5
Ученикам дается задание: дома рассмотреть в зеркале свое лицо и дать ему характеристику, а также по памяти дать характеристику своих родственников, если с их стороны не будет возражений.
Упражнение 6
Рассмотреть на портрете лицо и представить его себе поочередно в ситуации гнева, смеха, печали, растерянности.
Учитель должен помнить: работа с серией упражнений по описанию лица должна продолжаться также в третьем классе.