Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Психология » Психология личности » Создание образа на базе звучащего слова

Создание образа на базе звучащего слова

Создание образа на базе звучащего словаИсследования, проведенные с помощью компьютера, показали, что у значительной части слов основного лексического фонда русского языка наблюдается гармоническое единство между их содержанием и фонетическим оформлением. Это позволяет об­разной памяти использовать фонетическое звучание для создания точного и яркого содержательного образа явления, выраженного словом.

 

Гармоничность между звучанием слова и его содержани­ем очень часто встречается в старых словах языка, обозначающих названия животных, птиц, цветов, деревьев и явлений природы. Чем нежнее значение слова, тем нежнее и тоньше его фонетиче­ское звучание и, наоборот, грубому значению слова часто соот­ветствует его "грубое" фонетическое звучание.

 

Когда мы произносим слово "василек" или "лилия", мы сразу представляем себе нечто нежное, тонкое, светлое. Слово "баобаб" й "дуб" дают представление о чем-то могучем, величавом и пре­красном, а слово "хворост"- образ чего-то шероховатого, сухого, ломкого.

 

Перед началом тренировки учитель должен обратить внимание также на то, как действуют на нас отдельные звуки: самые гру­бые - это "В", "Д", а самые нежные - "Ю", "Й", "Е". Самые темные -"X" и "Ы", а самые светлые - "Ю", "3","И" и т. д. Примеры для иллюстрации можно взять из ниже приведенного для тренировок списка отдельных групп слов. Рекомендуется несколько упражнений для тренировки создания содержательных образов слов на базе их звучания.

 

Учитель зачитывает слово из приведенного списка и предлагает учащимся обратить внимание на его звучание, на характеристики отдельных доминирующих звуков. Учащийся должен повторить вслух прочитанные учителем слова, создав себе не только его чисто внешний образ, но и образ содержания, внутреннюю харак­теристику.


Упражнение 2

Учащимся предлагается самим зачитывать слова из списка и анализировать их фонетические характеристики, обращая особое внимание на гармоничность между звучащим словом и его со­держанием. Учащийся анализирует фонетическое звучание слов, определяя его характеристики с помощью слов "неж­ный", "грубый", "большой", "сильный", "подвижный", "ше­роховатый", "тонкий" и т. д. При выполнении этого упражне­ния желательно иногда небольшие дискуссии, во время кото­рых ученики обмениваются своими впечатлениями от звуча­ния данного слова.


Упражнение 3

Ученики сами читают слово из списка и уже без анализа пред­ставляют себе его содержание, подкрепленное соответствующим фонетическим звучанием. Слова, которые анализировались в упражнении 2, должны также обязательно повторяться.

 

Списки слов:

1. Синица, ласточка, орел, ворона, воробей, снегирь, лебедь, чайка, сокол, грач, сыч, зяблик, цапля, жаворонок, страус.

2. Акула, каракатица, щука, кефаль, налим, дельфин, кит, ме­дуза, краб, крокодил.

3. Буйвол, олень, волк, шакал, лиса, кабан, носорог, удав, мед­ведь, тигр, рысь, барс, цыпленок, тарантул, червяк, паук.

4. Баобаб, береза, ель, лилия, лютик, мимоза, мята, сирень, вишня, чаша, джунгли, лопух, лен, репей.

5. Водопад, буря, смерч, валун,' скала, гроза, засуха, мороз, пе­щера, пустыня, пыль, сумерки, туча, ураган, штиль, шторм.

 

1. Бисер, блеск, гирлянда, жало, зараза, каторга, кирпич, кисея, кувалда, лак, мяч, наждак, нищий, пожар, тюбик, хижина, цара­пина, эмаль, юла, янтарь.

2. Гангстер, каскадер, ковбой, компьютер, лазер, парашют, реактор, робот, стюардесса, репродуктор, трактор, электриче­ство.

 

Упражнение 4

, Часто в создании сложного образа действия или образа харак­теристики участвуют целые комплексы экспрессивных слов, свя­занных между собой по содержанию. Такие комплексы создают неповторимое звуковое оформление образа, делая его более глу­боким и ярко очерченным в образной памяти.

Вот пример такого образа, взятого из сказки Корнея Чуковско­го "Тараканище":

 

Вдруг из подворотни - Страшный великан, Рыжий и усатый

Та-ра-кан. Таракан, таракан,

Тараканище! Он рычит, и кричит, И усами шевелит.

 

Звук "Р" неоднократно повторяется здесь на каждой строчке в разных словах. Вместе с гласными "Ы" и "У" , а также с шипя­щими эти звуки создают атмосферу страха, образ злобного и от­вратительного существа .

 

На базе той же сказки Чуковского можно проиллюстрировать и другие картины совсем противоположного характера, создающие иное настроение и иную образность. И все это делает вместе с ритмом и рифмой звучащее слово, сочетание отдельных экспрес­сивных слов.

 

Учитель предлагает учащимся самостоятельно обсудить кар­тины данной сказки, обращая особое внимание на сочетание экспрессивных слов, их звучание и воздействие. После такого анализа ученикам предлагается не спеша, молча прочитать проанализированные отрывки и затем самостоятельно дочитать всю сказку. Для аналитического чтения с частичным анализом и с построением образов можно использовать и другие произ­ведения Чуковского, в частности, "Мойдодыр", "Муха-Цокотуха".

 

 

26 мар 2010, 10:19
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.