Последние новости
22 сен 2017, 20:53
 Белокалитвинской городской прокуратурой поддержано государственное обвинение по...
Поиск

19 сен 2017, 19:31
 Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 19 сентября 2017 года...
14 сен 2017, 19:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 14 сентября 2017 года...
06 сен 2017, 08:57
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 5 сентября 2017 года...
29 авг 2017, 09:52
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 29 августа 2017 года...
» » » Форсирование Днепра - война 1941 - 1945

Форсирование Днепра - война 1941 - 1945

Форсирование Днепра Сложные задачи по разминированию железнодорожных объектов были выполнены при форсировании Днепра. К нему железнодорожные войска вышли в 7 пунктах с 13 железнодорожных направлений. На всех этих направлениях для минной разведки и разминирования было сосредоточено до 80 МПВ. Но вопреки ожиданиям на подходах к Днепру враг значительно меньше применял тактическое минирование. Более широко было произведено специальное железнодорожное минирование.

Так, на подходах к Запорожью за устоями разрушенных мостов были обнаружены мощные фугасы, соединенные детонирующим шнуром с противотанковыми минами, установленными в качестве поездных. Минеры-гвардейцы на направлении Пологи-Запорожье, ни на километр не отрываясь от передовых частей, работали в зоне ружейного и пулеметного огня противника. В Запорожье они вошли в день его освобождения. Дарница была освобождена к вечеру 29 сентября 1943 года, а утром 30-го минеры 19-й железнодорожной бригады уже вели разминирование Киевского железнодорожного узла. В его пределах было снято 87 мин-"сюрпризов" и 10 противотанковых мин, более 600 накладных зарядов и около 100 фугасов.

При повторном поиске мин с применением специально обученных собак никаких элементов минирования на территории Киевского узла не было обнаружено. С более сложной системой минирования встретились саперы на Запорожском узле. Здесь противник применил в значительном объеме специальное железнодорожное минирование. На 11 мостах узла была обнаружены поездные мины, состоящие из фугаса, установленного за устоем, и противотанковой мины, установленной под шпалой и соединенной с фугасом детонирующим шнуром. Мины были тщательно замаскированы и их обнаружили только при повторном осмотре[27]. Противник нередко применял при минировании элементы неизвлекаемости и другие "сюрпризы".

Так, при отрыве траншеи у одного из мостов под шпалой была обнаружена противотанковая мина. При попытке ее обезвредить саперы установили, что помимо элемента неизвлекаемости от боевого взрывателя в тело насыпи уходил детонирующий шнур. Осторожно откопав его, минеры обнаружили за устоем заряд взрывчатых веществ, который также был снабжен элементом неизвлекаемости. После этого минеры провели проверку всех уцелевших и разрушенных искусственных сооружений и обнаружили еще 10 подобных установок. Ошибка сапера при обезвреживании мины могла стоить ему жизни.

Десятки жизней могла стоить не обнаруженная им на железной дороге мина. В марте 1943 года 3-й отдельный мостовой железнодорожный батальон 26-й железнодорожной бригады готовился к восстановлению стратегически важного железнодорожного моста через реку Осугу. В первую очередь, за дело взялся МПВ батальона, который, кстати говоря, перед этим участвовал в разминировании железнодорожного участка Ржев-Вязьма. Взвод обследовал всю территорию в районе расположения моста, мест дислокации батальона, путей подвоза техники и материалов, при этом были обнаружены и обезврежены десятки фугасов, в том числе особенно мощных, с весом зарядов до тонны и более, несколько сотен различных мин.

Два больших фугаса обнаружили и обезвредили в насыпи близ моста. Тщательные поиски других результатов не дали. Мост был большой - общей длиной 88 метров и высотой 22 метра. Его вывели из строя, взорвав пролетное строение и частично разрушив оголовки обоих береговых устоев. В результате отверстие моста оказалось загроможденным остатками металлического пролетного строения, глыбами камня и льда.

Поэтому работы по восстановлению начались с расчистки русла. "20 марта 1943 года стояла хорошая, ясная погода, - вспоминает бывший военный инженер третьего ранга, командир подразделения, восстанавливающего мост через реку Осугу, П.М. Кузин, - у всех военнослужащих в эти дни было приподнятое настроение, вызванное начавшимся наступлением Западного фронта, сообщениями об успехах на других фронтах, недавним награждением орденами и медалями 39 человек личного состава за досрочное восстановление моста через Вазузу.

Возле моста находились почти все бойцы батальона. В этот момент прогремел мощный взрыв. Когда рассеялся дым, тем, кто находился на возвышенном берегу со стороны деревни, открылась страшная картина: вместо противоположного берегового устоя были видны только остатки фундамента, бетонные глыбы, гранитные блоки, лежащие бесформенными нагромождениями. Комья смерзшейся земли чернели на откосах насыпи, берегу и на льду возле моста. Перевернутый и затонувший валялся на льду копер. Десятки неподвижных или корчившихся тел лежали на льду и по берегам реки.

Сотни других, как в потревоженном муравейнике метались в разные стороны. Раздавались стоны, крики о помощи"[28]. Личный состав сразу же после случившегося был удален из района моста. И вскоре после этого произошел взрыв у второго устоя. Никто из людей от него не пострадал. Всего же в тот день погибшими, ранеными и тяжело контуженными батальон потерял по численности целую роту. И это не считая тех, кто с травмами отказался госпитализироваться. Рассматривая проблему взрывов фугасов на Осуге, необходимо рассеять естественно возникающее недоумение по поводу того, что минеры, несмотря на тщательное обследование местности, не обнаружили фугасов. Нет никаких оснований сомневаться в их добросовестности.

14 мар 2010, 19:03
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.