Дрессировка собаки. Команда "апорт"
Существуют два основных подхода к обучению команде «АПОРТ»: через заинтересованность в принесении хозяину предмета и через поноску, т. е. ношение вещей в пасти. Второй способ мы не рекомендуем, так как при его использовании будет нелегко перейти к выборке вещи, которая входит в программу ЗКС.
Обучение команде «АПОРТ» первым способом очень сложно - это единственная методика в ОКД, не допускающая вообще никакого принуждения собаки. Она должна работать только с удовольствием и радостью.
Многие щенки любят играть с предметами, таская их в зубах. На прогулке им можно кидать ветки, мяч; имеет смысл использовать апортировочный предмет общепринятой формы. Как только щенок заинтересуется предметом, схватит его в зубы и будет носить, явно не собираясь бросать, отбегите от малыша на несколько метров в сторону. В это время можно похлопывать себя рукой по бедру - это заставит щенка двинуться к вам, держа предмет в зубах. Когда щенок приблизится, сделайте несколько шагов вперед, так, чтобы он проскочил мимо, обежал вас сзади и оказался слева от вас. Как только предмет окажется на доступном расстоянии, возьмитесь за него рукой, слегка потряхивая и немного приподнимая его вверх. Предмет должен вести себя как живой - это еще более раззадорит щенка, и он не станет его выплевывать. Другой рукой нужно извлечь из кармана приготовленное заранее лакомство. Прекратив подергивать предмет, скажите щенку «ДАЙ» и обменяйте предмет на лакомство. Если щенок не хочет отдавать предмет, мягко и аккуратно разожмите ему челюсти и извлеките предмет из пасти.
Ни в коем случае не выдергивайте предмет из пасти. «Оживляя» его, избегайте резких и грубых рывков: игра должна быть щенку интересна и приятна. Не тяните предмет вперед - так недолго испортить прикус.
Постепенно вводится выдержка перед посылом за предметом. Когда собака возвращается с предметом и оказывается слева от вас, при «оживлении» его опять подают команду «СИДЕТЬ». Если собака по возвращении садится, но не собирается отдавать предмет, между посадкой и взятием предмета делают постепенно увеличивающуюся паузу. По мере отработки навыка «оживление» предмета прекращают. Собака приносит предмет, садится у левой ноги хозяина и держит его до тех пор, пока хозяин не возьмет его по команде «ДАЙ».
Если собака не торопится принести предмет, а начинает с ним играть, надо отходить от нее, привлекая ее внимание.
Занятия апортировкой должны быть короткими: их прекращают до того, как у собаки пропадет к ним интерес.
Достаточно часто встречаются собаки, которые просто не любят носить что-либо в зубах или бегать за брошенными предметами. Эта черта присуща ряду пород. Если вы видите, что ваш щенок не хочет бегать за палочками, можно развить у него интерес к апортированию. Для этого существует ряд приемов. В качестве апорта используют любимую игрушку щенка. Требование к этой игрушке - удобство для переноски в пасти.
Бросьте игрушку и бегите к ней наперегонки со щенком, делая вид, что хотите ее забрать. Когда щенок схватит игрушку, преследуйте его - это будет достаточным стимулом, чтобы он не выпускал ее из пасти. В какой-то момент щенок повернется к вам, приглашая продолжить игру; отбегите от него - это заставит щенка бежать за вами.
Выбирайте, куда бросить игрушку: брать мокрый и грязный предмет из лужи не каждой собаке понравится. Правильно рассчитайте расстояние, на которое бросаете предмет. Если он отброшен недалеко, щенок быстро хватает его и оказывается рядом с хозяином, а тот не успевает отреагировать. Если игрушка улетела очень далеко, то щенок либо просто не видит, куда она упала, либо ему надоедает тащить ее в зубах, и он выплевывает ее по пути. Занимайтесь апортировкой со щенком в тот момент, когда ему очень скучно. Даже если он не любит приносить предметы, скучая, будет рад и такой игре.
Со щенком постарше перед апортировкой неплохо заняться отработкой какой-нибудь тормозной команды, например команды «ЛЕЖАТЬ» с длительной выдержкой.
Во время обучения команде «АПОРТ» старайтесь, чтобы животное ни на что не отвлекалось. При занятиях с собаками, которым не нравится апортировка, хорошие результаты часто приносит «оживление» апортировочного предмета на расстоянии. К игрушке привязывают тонкую веревочку. После броска игрушку с помощью этой веревочки начинают двигать. Когда собака схватит игрушку, подергивание веревкой продолжают, но это должно быть именно «оживление» предмета, а не вытягивание его из пасти грубыми рывками.
И снова об ошибках.
1. Затягивание занятия до потери собакой интереса к апортируемому предмету.
2. Грубое обращение с ней при отработке этой команды.
3. Отсутствие с начала занятий приучения обходить хозяина (собака, скорее всего, будет бросать апортировочный предмет не дойдя до хозяина).