Сочинение: Рассказы Франца Кафки
[sms]Для повествовательной манеры Кафки характерно точное правдоподобие деталей, эпизодов, мыслей и повествование отдельных людей, которые предстают в необычайных, часто абсурдных сочетаниях, взаимосвязях, столкновениях. Ясный, точный, временами несколько архаичный язык, строгий стиль иногда напоминающий научную или "деловую" прозу, служат для изображения кошмарных или сказочно-фантастичных ситуаций. Спокойное, сдержанное описание невероятных и страшных событий создаёт ощущение напряженности, угнетающий бессмысленности жизни. Герои Кафки - одинокие люди, мучительно воспринимающие жестокою бесчеловечность и абсурдность окружающего мира, тщетно пытающиеся ему противостоять. В рассказе "Превращение" скромный герой-коммивояжер, проснувшись, видит себя превращенным в огромное насекомое, нечто вроде таракана. Некоторое время он продолжает жить в обстановке реалистически изображенного быта, в необычайных взаимоотношениях с обычными людьми и, наконец, умирает, заморив себя голодом, чтобы не мешать жить близким. В романе "Процесс" банковский служащий внезапно узнаёт, что он арестован, подлежит суду и должен ждать его решения. Реалистические детали создают зловещую, фантастическую и вместе с тем буднично заурядную картину таинственного судилища. Поведение людей само по себе правдоподобно, обыденно, но в чем именно обвинён подсудимый - понять нельзя, так же как и то, почему он вынужден оправдываться и почему не может избежать странного в своей бессмысленности судопроизводства и облепляющей его удушливой бюрократичной паутины. В итоге деловитые чиновники - палачи закалывают подсудимого на основании неизвестного ему приговора.
Трагическое бессилие, обреченность " маленького человека" и вместе с тем нежелание примириться с этим, смятенные поиски выхода, глубокое вторжение в скрытые области буржуазной действительности, раскрывающие беспощадную жестокость и нелепость общества, его законов, обычаев, морали, воплощены в образах и коллизиях Кафки. В 30-е годы Б. Брехт писал, что, Кафка, как бы предвидя приближение фашистского кошмара, " ...с великолепной фантазией описал будущие концлагеря, будущее бесправие, будущую абсолютизацию государственного аппарата, глухую, управляемую непостижимыми силами жизнь одиночек". Субъективистское мировосприятие Кафки, настроения отчаяния, убежденность в фатальной непреодолимости сил, гнетущих человека. Своеобразный алогизм мышления нередко затрудняют восприятие его творчества. Романы, рассказы, дневники Кафки являются художественно значительным выражением кризиса общественного и эстетического сознания, характерного для модернисткой литературы 20 века. Стиль Кафки развивался под значительным влиянием как романтического, так и реалистического гротеска различных европейских писателей: Э.Т.А. Гофмана, Н.В. Гоголя, Ч. Диккенса, Ф.М. Достоевского, а также чешского фольклора ( сказок и баллад). Творчество Кафки вызвало противоречащие друг другу суждения. Его причисляли к искусству крайнего декаданса, распада буржуазного сознания и называли художником экзистенциалистского типа. Многие немецкие и американские исследователи считают Кафку иррационалистом и мистиком. Влияние творческого метода Кафки испытали писатели разных стран: Томас Манн (особенно в романе "Признания Феликса Круля" , где есть прямые реминисценции из "Америки"), некоторые немецкие и австрийские писатели, швейцарцы М. Фриш и Ф. Дюрренматт, французы Сартр, А. Камю, написавший сценарий по роману " Процесс", и "авангардисты" ( Э. Ионеско, С. Беккет), а также некоторые литераторы США и других стран Америки, Ирана. [/sms]