Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...

Мода на имя

Мода на имяИмя - ставшее знаменитым, - тяжелая ноша.
Вольтер

Такое прозванье, что с морозу не выговоришь.
Русская пословица
 
На имена, впрочем, как и на все, существует мода. Даже в глубокую старину, когда только складывался церковный набор имен, уже были любимые. Это были имена апостолов, окружавших Христа, его учеников и последователей, людей, принявших мучения за идеалы Христа. Они любимы и доныне - Петр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп, Марк...
Затем в течение нескольких столетий был прочен обычай называть новорожденных по календарям-святцам, но стопроцентного следования ему не было никогда. Главную роль всегда играло желание родителей, а из календаря, в котором на одно число приходится несколько имен, выбиралось свое, родовое.

Не прошла бесследно начавшаяся при Петре I европеизация России. С тех пор начали проникать к нам западные имена, особенно Виктор, Виктория в связи с многочисленными победами императора и яркими праздниками в честь его «викторий». Да и само имя Петр стало особенно популярным. Легко заметить, что в годы царствования того или иного монарха появлялось множество младенцев, носивших его имя. Известны курьезные случаи, когда люди обращались к властям с прошением о смене имени на новое - в честь вступившего на престол императора.

Затем моду на имена стали создавать не только политика, но и искусство. Так, в первой четверти XIX в., увлеченные ан¬тичностью художники называли своих детей греческими именами: Сократ, Ксенофонт, Платон, Аполлинария...

Имя Татьяна считалось простонародным, но благодаря легкому перу Пушкина, стало чрезвычайно популярным.

Новый календарь имен появился после 1917 года. Помните, как булгаковский Шариков взял себе имя по новому календарю - Полиграф Полиграфович? Писатель не пошутил и не утрировал действительность. К примеру, отрывной календарь Северо-Западного Промбюро на 1925 г. рекомендовал такие имена 7 февраля. Родился писатель-утопист Томас Мор. Предполагаются имена - Томас и Мор. 23 сентября в память о состоявшейся в этот день в 1865 г. Конференции I Интернационала девочек рекомендовали называть Интернами. Были в этом календаре Луначары, Академы. Если еще вполне приемлемо звучит имя Вилен (Владимир Ильич Ленин) или Оксема (Октябрь семнадцатого), то Пятьвчет (Пятилетку в четыре года), Желдора (железная дорога) или того страшнее-Драздраперма (Да здравствует Первое мая) - кажутся просто кошмарными.

Однако чаще детей называли и будут называть в честь дедушек и бабушек, и никакая революция помешать этому не может. Наверное, поэтому пик популярности имени Иван пришелся на 1940-е годы. Родители называли Иванами 92 младенцев из 1000 новорожденных. Через 15 лет маленьких Иванов стало почти в пять раз меньше. К 70 м годам имя переходит в разряд редких - так зовут лишь четырех мальчиков из ста, а спустя 15 лет, в 1990-е, интерес к имени вернулся. Замечено, что периодичность смены одной моды на другую - 10-15 лет, что соответствует целому поколению. Мода зарождается в городах и с некоторым отставанием проникает в деревню.

После выхода книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» многие родители стали называть своих детей Тимурами. Потом это увлечение забылось. И сейчас Тимуры, если встречаются, то чаще среди представителей закавказских национальностей.

В 1937 г. на экраны страны вышел фильм Якова Протазанова «Бесприданница», и на протяжении 15 лет родители называли Ларисами ежегодно не меньше 22 девочек на 1000 новорожденных.

В довоенный период дружба с Германией, подкрепленная идеями международной солидарности трудящихся, пополнила запасы мужских имен. В СССР появились маленькие Адольфы и Рудольфы. Но эти имена быстро вошли в разряд редких.

После Великой Отечественной войны возродилась мода на простые русские имена. Родители, как сговорившись, называли половину новорожденных мальчиков Александрами, Алексеями, Андреями, Дмитриями, Игорями или Сергеями; девочек- Еленами, Иринами, Маринами, Натальями, Ольгами или Светланами. Проанализировав ситуацию, ученые встревожились: население страны растет, а состав личных имен обедняется.

С 60-х годов начали выходить пособия по личным именам - справочники, научно-популярные статьи и статьи по истории русских имен. Усилия ученых возымели действие. С 1966 по 1988 г. количество общеупотребительных имен увеличилось у девочек с 25 до 40, у мальчиков - с 31 до 42.

В конце 1960-х годов в связи с поездками за рубеж, участившимися браками с иностранцами в среднерусской полосе возникла мода на иностранные имена: для мальчиков - Эдуард, Алекс, Альфред, Артемий, Гелий, Жан, Фернан; для девочек - Ева, Жанетта, Изольда, Леонелла, Магда, Рената и Жанна.

В середине 70-х появились Олеси. Это имя - белорусский уменьшительный вариант имени Александра, но вдруг под влиянием популярной тогда песни «Олеся» в России оно стало как полное, самостоятельное имя.

В последние годы, когда мы стремимся к возвращению былых традиций и устоев, детей называют старинными русскими именами, в основном, интеллигенция. У родителей попроще в вопросе имятворчества претензий больше. Именно они, ориен¬тируясь на массовую культуру, называют своих детей в честь героев сериалов и поп-звезд.

Долгие годы в Германии остаются любимыми именами Фанни и Александр, так звали героев фильма И. Бермана. Сейчас в связи с популярностью книги о приключениях школьника - волшебника Гарри Потера - в Европе появилось большое число маленьких Гарри.

А вот американцы все чаще дают своим детям имена известных торговых марок - Лореаль, Армани, Шевроле, марок автомобилей - Инфинити, Шеви. Недавно родившиеся два мальчика в разных штатах будут откликаться на имена ESPN, данные в честь спортивного телеканала.

Родители, которые называют своих новорожденных в честь известных торговых марок, по мнению профессора Эванса, хотят, чтобы их дети чем-то отличались от других. Этот феномен также отражает надежды родителей на то, что дети, названные Армани или Шанель, станут богаты и знамениты. Дай-то Бог, но Детей жаль. Им придется переживать насмешки, если эти торговые марки будут еще в моде (а мода на них меняется еще чаще, чем на имена), необходимо будет тянуться за собственным именем, быть «не хуже его». Да и святых покровителей у этих детей не будет. Может быть, стоит задуматься?
24 сен 2008, 13:05
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.