Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Личности » Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925)

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925)

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925) Писатель- юморист, драматург, театральный критик, издатель. Его назы­вали королем смеха. Сам он считал себя «превеселым», друзья вспоминали, что его всегда сопровождали удача и радость. «В нем жила какая-то внутренняя свобода... Был насмешлив, но не дерзок, был выдержан, никогда не лгал, умел быть снисходи­тельным к другим... не растил в своей душе цветов зла и отме­стки...» В его улыбке можно было прочесть: «Я — парень хоро­ший и товарищ отменный, но пальца в рот, пожалуйста, очень прошу вас, не кладите. Против воли откушу».
 
Жизнь Аверченко не была легкой и благополучной, но даже автобиография его написана смешно:«... в день моего рождения звонили колокола, и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздни­ком, совпавшим с днем моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чем здесь еще какой-то праздник?» Отец будущего писателя — «хороший человек, но крайне плохой ку­пец» — «по горло был занят хлопотами и планами: каким бы образом поскорее разориться?»
 
В севастопольской гимназии из-за болезни глаз мальчик закончил лишь два класса, дальше пришлось учиться дома, с помощью старших сестер. Пятнадцати лет Аверченко начал работать младшим писцом в транспортной конторе. Через год попал на каменноугольный рудник. «Это был самый грязный и глухой рудник в свете», — вспоминал Аверченко. Вокруг он видел только непосильный труд и «целое море водки». «А од­нажды рудничный врач в пьяном виде отрезал рабочему совсем не ту ногу, которую следовало...» Конторщик из Аверченко по­лучился плохой, с начальством он «вел себя юмористически», и не выгнали его только потому, что он смехом, шутками, за­мысловатыми анекдотами поднимал настроение окружаю­щим, «погрязшим в работе, скучных счетах и дрязгах».
 
Через три года вместе с правлением рудников Аверченко переехал в Харьков. Здесь в 1903 г. в газете «Южный край» ой впервые опубликовал свой рассказ. В Харькове же Аверченко взялся за издание сатирических журналов «Штык» и «Меч»-«Лихорадочно писал я, рисовал карикатуры, редактировал и корректировал и на девятом номере дорисовался до того, что генерал-губернатор... оштрафовал меня на 500 рублей, мечтая, что немедленно заплачу их из карманных денег.
 
Я отказался по многим причинам, главные из которых были: отсутствие денег и нежелание потворствовать капризам лег­комысленного администратора», — вспоминал он о том вре­мени.
 
Издательский опыт пригодился ему в 1908 г. в Санкт-Петер­бурге, когда он предложил редакции зачахшего юмористиче­ского журнала «Стрекоза» (где еще в 1880 г. был опубликован первый рассказ Чехова) реорганизовать издание. С 1 апреля 1908 г. «Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон». Как отмечал в статье «Аверченко и «Сатирикон»» (1925) А. И. Ку­прин, журнал «сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же... необыкновенно быстро открыли его и сразу из уст в уста сделали ему большое и хорошее имя».
 
В «Сатириконе», а с 1913 г. «Новом сатириконе» Аверченко опубликовал несколько тысяч рассказов, фельетонов, рецензий, юморесок, стихотворений. Кроме того, за десять лет он издал сорок книг, некоторые из них, например, первый сборник рас­сказов «Веселые устрицы» (1910) выдержали более 20 изданий.
 
К мистике Аркадий Аверченко относился оптимистично, с завидной долей юмора. В одном из его рассказов незадачли­вому хироманту пришлось гадать молодому человеку, имев­шему вместо руки искусно сделанный протез. Линии его обе­щали более 200 лет жизни и тройное пребывание на престоле.
 
Сатириконовцы во главе с Аверченко чрезвычайно доро­жили своей репутацией «независимого журнала промышля­ющего смехом», и старались не потакать низменным вкусам, избегая скабрезности, дурацкого шутовства и прямой полити­ческой ангажированности, во всех этих смыслах образцовым автором была Тэффи.
 
Вспоминают, что однажды Николай II, прочитав рассказы верченко, пригласил его, но писатель отказался прийти. Хва­лил Аверченко и Ленин, но с той же улыбкой на лице сатирик сказал: «Ни во дворец тогда, ни тем более в Кремль теперь я поеду».В августе 1918 г.новое правительство запретило его журнал, остановило типографию. Аверченко уехал на юг и, в конце концов, добрался до Севастополя. Крым того времени он называл"кипящим котлом", "горячей ямой, дно которой жгло пятки". Осенью 1920 г. в трюме парохода, на угольных мешках, он бежал в Константинополь. начался путь эмигранта - "кубарем по Европам".
 
Писатель-сатирик путешествовал вместе с основанным им эстрадным театром. В конце жизни Аверченко обосновался в Праге, где возникла большая русская община. Он продолжал много писать, рассказывая «тошнотворную правду» о «русской горе-революции». Эти рассказы составили книги «Дюжина но­жей в спину революции» (1921) и «Смешное в страшном» (1923). Опыт эмигрантской жизни, нелепо и жалко копирующей быт и нравы погибшей России, отразились в книгах «Записки Про­стодушного», «Я в Европе» (1923), в которых возникли гротеск­ные образы лилипутского мирка, не лишенного сюрреалисти­ческого жизнеподобия.
 
Умер Аркадий Аверченко 12 марта 1925 г. На его смерть от­кликнулись многие писатели и журналисты. Так, Борис Овеч-кин писал в статье «Рыцарь улыбки»: «...писатели-юмористы в частной жизни нередко тяжелы и нудны. Аверченко всегда, везде и всюду был таким, каким знала его публика по журна­лам и газетам. Все казалось ему легким и во всем хотел он ви­деть только смешное. Ибо смех был его стихией, улыбка — са­мым надежным орудием в жизненной борьбе...» Последняя его юмористическая пьеса «Игра со смертью» оказалась для него символической, в этой «веселой игре» победила Смерть...
 
«Король юмора» Аркадий Аверченко мечтал собрать всех дураков России в одном месте на поселение. Чтобы не мешали они жить приличным, разумным людям. Мечта, конечно, несбы­точная, как и все попытки облагодетельствовать человечество.
18 авг 2008, 14:34
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.