Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение "Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой»)"

Сочинение "Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой»)"

Сочинение "Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой»)"В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матёры — ведущая тема этого произведе­ния. И решает ее автор путем противопоставления старого — новому. Возможно, на первый взгляд антитеза выражена не явно, не с той прямотой, которая была характерна для эпохи классицизма.
 
[sms]Известно, что термин «антитеза» произошел от греческого слова «противоположение». Это стилистическая фигура, ос­нованная на резком противопоставлении образов и понятий. Для писателей девятнадцатого века был существен сам факт смены одних антитез другими, знаменующий сдвиг в созна­нии писателя, хотя сама смысловая контрастность не устраня­ется. Современная литература пользуется антитезой более утонченно.
 
Вернемся к роману. Матёра — это и остров, и одноимен­ная деревня. Триста лет обживали это место русские кресть­яне. Неторопливо, без спешки идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливы­ми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей лю­бовью. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо пересе­лять в новый поселок на берегу Ангары.
 
Эта перспектива не радует стариков, которых Распутин почти всегда вводит в свои произведения. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матёре не только она выросла. Это родина ее предков, а сама Дарья считает себя хранитель­ницей традиций своего народа. Она искренне верит, что «нам Матёру на подержание только дали... чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились».
 
Суть противопоставления в том, что для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления. Так, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. По их ло­гике это естественно, это первоочередная задача, так как раз­мытые рукотворным морем захоронения могут быть источни­ком болезней. А противоположная сторона антитезы — Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «Народу стало много боле, — размыш­ляет она, — а совесть, подика та же... наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит... Чё про совесть, ежели этакое творится!»
 
Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с от­рывом человека от земли, от своих корней, от вековых тради­ций. Но не все. Противопоставление нового и старого замет­но и среди аборигенов Матёры. Остались верными ей лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно рас­стается со своей малой родиной.
 
Писатель заставляет задуматься: будет ли человек, поки­нувший родную землю, порвавший со своими корнями, счаст­ливым и, сжигая мосты, покидая Матёру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?
 
 Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелее всех. Он разрыва­ется на два дома: нужно обустраивать жизнь в новом посел­ке, но с прежнего места еще не вывезена мать. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах.
 
Итог плачевен... С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним — традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый ха­рактер.
 
 Что же теперь будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов? Что будет с тем гармоничным миром, который для каждого человека становится святым местом на земле? Что будет с Россией? Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовные ценности, которые ут­рачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матё­ру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матёры весна, и пере­давать родную землю некому.
 
В истории Матёры легко прочитывается судьба родной деревни Распутина — Аталанки, в годы строительства Братс­кой ГЭС попавшей в зону затопления. Писатель не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о та­ких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили че­ловеческого в людях. В силах человека сберечь родную зем­лю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не времен­ным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испы­тывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу. [/sms]
03 июн 2008, 15:44
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.