Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение"Лиризм прозы И.А. Бунина на примере одного из рассказов («Сны Чанга»)"

Сочинение"Лиризм прозы И.А. Бунина на примере одного из рассказов («Сны Чанга»)"

Сочинение"Лиризм прозы И.А. Бунина на примере одного из рассказов («Сны Чанга»)"И.А. Бунин является типичным представителем писателей рубежа веков. Бунин — фаталист, его произведениям свой­ственен пафос трагичности и скептицизма.
 
[sms]. Его творчество перекликается с концепцией модернистов о трагичности че­ловеческой страсти, и на первый план у Бунина выходит об­ращение к вечным темам любви, смерти и природы. О Буни­не давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творче­стве ярко проявились и неуловимая художественная точность и свобода, и образная память, и знание народного языка, и великолепная изобразительность, и словесная чувственность. Все эти черты присущи не только его поэзии, но и прозе. В предреволюционное десятилетие на первый план в творче­стве Ивана Бунина вышла именно проза, вобравшая в себя органически присущий таланту писателя лиризм. Это время создания таких шедевров, как рассказы «Братья», «Госпо­дин из Сан-Франциско», «Сны Чанга». Историки литературы считают, что эти произведения стилистически и мировоззрен­чески тесно связаны между собой, составляя вместе своеоб­разную художественно-философскую трилогию. Рассказ «Сны Чанга» был написан в 1916 году. Уже само начало произведения («Не все ли равно, про кого говорить? Заслу­живает того каждый из живущих на земле») навеяно буд­дийскими мотивами, ведь что в этих словах, как не отсылка к цепочке рождений и смертей, в которую втянуто любое живое существо — от муравья до человека? И вот уже чита­тель с первых строк внутренне готов к перемежениям насто­ящего и воспоминаний в рассказе.
 
А сюжет произведения таков. Во время плавания капитан одного из российских судов купил у старого китайца рыже­го щенка с умными черными глазами. Чанг (так звали соба­ку) во время долгого путешествия становится единственным слушателем хозяина. Капитан рассказывает о том, какой он счастливый человек, ведь у него в Одессе есть квартира, любимая жена и дочка. Затем все в его жизни рушится, так как капитан понимает, что жена, к которой он стремится всей душой, его не любит. Без мечты, без надежды на буду­щее, без любви этот человек превращается в горького пья­ницу и в конце концов умирает. Главными героями произве­дения являются капитан и его верный пес Чанг. Интересно наблюдать за изменениями, происходящими с капитаном на протяжении жизни, наблюдать за тем, как меняется его пред­ставление о счастье. Во время плавания на корабле он гово­рит: «А как же великолепна жизнь, Боже мой, как велико­лепна!» Тогда капитан любил, он был весь в этой любви и поэтому счастлив. «Было когда-то две правды на свете, по­стоянно сменявших друг друга: первая — та, что жизнь не­сказанно прекрасна, а другая — что жизнь мыслима лишь для сумасшедших». Теперь, после потери любви, после ра­зочарования, у капитана остается только одна правда, пос­ледняя. Жизнь кажется ему скучным зимним днем в грязном кабаке. А люди... «Нет у них ни Бога, ни совести, ни разум­ной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честнос­ти, — нет даже простой жалости».
 
Внутренние изменения влияют и на внешний образ героя. В начале рассказа мы видим счастливого капитана, «размы­того и выбритого, благоухающего свежестью одеколона, с поднятыми по-немецки усами, с сияющим взглядом зорких светлых глаз, во всем тугом и белоснежном». Затем он пред­стает перед нами грязным пьяницей, живущим на гнусном чердаке. В качестве сравнения автором приводится чердак его друга-художника, только что обретшего правду жизни. У капитана — грязь, холод, скудная некрасивая обстановка, у художника — чистота, тепло, уютно, старинная мебель. Все это сделано для того, чтобы противопоставить эти две правды и показать, как осознание той или иной влияет на внешний образ человека. Обилие используемых в произве­дении деталей создает необходимую для читателя эмоцио­нальную окраску и обстановку.С этой же целью была созда­на двойственная композиция рассказа. Четко просматрива­ются две параллели. Одна — сегодняшний мир, в котором нет счастья, другая — счастливые воспоминания. Но как же происходит сообщение между ними? Ответ прост: именно для этого и понадобился образ собаки. Чанг является той нитью, которая соединяет реальную действительность с про­шлым через его сны. Чанг — единственный в рассказе, кто обладает именем. Художник не просто безымянен, но и без­молвен. Женщина и вовсе явлена из каких-то книжных тума­нов: дивная «в своей мраморной красоте». Чанга Бунин на­деляет чувством «безначального и бесконечного мира, что не доступен Смерти», то есть ощущением подлинности — невыразимой третьей правды. Капитана поглощает смерть, Чанг же не утрачивает своего китайского имени и остается в зыбком теперь, ибо он, по Бунину, следует безропотно «со­кровеннейшим велениям fao, как следует им какая-нибудь морская тварь...»
 
Попробуем разобраться в философской проблематике произведения. В чем смысл жизни? Возможно ли человечес­кое счастье? В связи с этими вопросами в рассказе появля­ется образ «дальних работящих людей» (немцев). На приме­ре их образа жизни писатель рассказывает о возможных путях человеческого счастья. Труд, чтобы жить и размно­жаться, не познав при этом полноты жизни. Воплощением являются эти самые «работящие люди». Бесконечная лю­бовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда существует возможность измены. Воплощение — образ ка­питана. Путь вечной жажды поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже счастья нет.В чем же оно? Может быть, в при­знательности и верности? Эту идею несет в себе образ со­баки. Через реальные неприглядные факты жизни пробива­ется по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и пес были счастливы.Таким образом, рассказ «Сны Чанга» является прежде всего философским произведением рубежа веков. В нем рассматриваются такие вечные темы, как любовь и смерть, говорится о зыбкости счастья, постро­енного только на любви, и вечности счастья, основанного на верности и признательности. По моему мнению, рассказ Бу­нина очень актуален и сегодня. Проблемы, затронутые в произведении, нашли живой отклик в моей душе, заставили задуматься о смысле жизни. Ведь поколение, к которому я принадлежу, живет во время переходного периода истории, когда людям свойственно подводить итоги и думать о буду­щем. И может быть, чтение этого произведения развеет наш внутренний подсознательный страх перед ним. Ведь есть на свете вечные истины, не подверженные никакому влиянию и никаким переменам.[/sms]
09 апр 2008, 10:33
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.