Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение"Раннее романтическое творчество М. Горького"

Сочинение"Раннее романтическое творчество М. Горького"

Сочинение"Раннее романтическое творчество М. Горького"В основе рассказа «Челкаш» лежит событие, о котором Горькому поведал один из участников драмы, разыгравшейся в приморском городке. Беззлобно и насмешливо вспоминал одесский босяк приключившееся с ним. Однако в столкнове­нии двух обездоленных и униженных писатель увидел не за­бавный случай, способный развеселить читателя, а суровую и горькую правду о процессах, происходивших в самой глубине дореволюционного русского общества.
 
[sms]Картина трудового дня в гавани, которой начинается рас­сказ, служит прологом к трагической истории Челкаша и Гав­рилы. Вступление пробуждает в нас смутную тревогу, пред­чувствие надвигающейся грозы, внушает мысль о бесчеловеч­ности мира, где люди труда погибают от нищеты и-голода. Каждая деталь в картине подчинена решению этой главной идейно-художественной задачи: «небо мутно», «жаркое солн­це смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль», «закованные в гранит волны моря подавлены громад­ными тяжестями, скользящими по их хребтам», «голоса лю­дей, еле слышные среди шума, слабы и смешны». И сами люди, первоначально родившие этот шум, «смешные и жал­кие: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров... суетливо бегают... в тучах пыли, в море зноя и звуков», «они ничтожны по сравнению с окружающи­ми их железными голосами, грудами товаров, гремящими ва­гонами и всем, что они создали». Воспроизведенный писате­лем звуковой рисунок оттеняет враждебность человеку ма­шин и пароходов, символизирующих силу, власть, торжество и самодовольство толстосумов, поклоняющихся одному божеству — золоту. В порту царствуют резкие, надрывные, раз­дражающие слух звуки: звон, грохот, лязг, вопль, стук, дре­безжание, свистки, шипение. В оглушительном шуме чудится «насмешливая нота презрения к серым и пыльным фигурам людей», обезличенных машинами. А сколько трагизма и злой иронии видит Горький в том, как вереницы грузчиков «несут на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы су­дов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка»!
 
После такого вступления история Челкаша и Гаврилы вос­принимается не как частный жизненный случай, а как явле­ние, рожденное миром угнетения.
 
 Челкаш и Гаврила противопоставлены друг другу во всем. Но больше всего их разделяет представление р свободе и материальном благополучии.
 
Для Гаврилы богатство и свобода — синонимы. С детства он твердо усвоил основную заповедь стяжателей — только деньги приносят довольство, почет, уважение, власть и сво­боду. Дитя мира, где золото — высшая ценность и мерило человеческого достоинства, Гаврила страстно тянется к бо­гатству, на пути к нему сносит позор, унижение, теряет чело­веческий облик, становится трусливым, алчным, лицемерным рабом.
 
Вот он в страхе, смятении рыдает и молит: «Слушай, отпу­сти ты меня! Христом прошу, отпусти! Высади куда-нибудь! Ай-ай-ай! Про-опал я совсем!..» Но ночная операция благопо­лучно закончилась, в руках несколько хрустящих бумажек, и в ином свете представляется Гавриле вчерашний «грех» — совесть его успокоилась.
 
Челкаш полон презрения к людям, которые, подобно Гав­риле, говорят о свободе, а на деле остаются рабами мелких страстей и ничтожных забот. Но благородные человеческие качества Челкаша оказываются бесполезными, и он становит­ся «героем на час», неспособным к активной деятельности во имя идеала, которому горячо и проникновенно предан, — ведь свобода, по его мнению, «главное в жизни». Горький не раскрывает подробностей, не рассказывает, как крестьянс­кий парень стал босяком, «вырванным и выброшенным на­всегда из того порядка жизни, в котором выработалась кровь, что течет в его жилах». Можно лишь предположить, что, уйдя из среды, где «за гроши себя продают», Челкаш надеялся обрести свободу. Но планы эти оказались несбыточной меч­той, и яркий, одаренный человек, опустившись на дно жизни, влачит жалкое существование вора, презираемый всеми, даже Гаврилой, становится «никому не нужным на земле», жертвой тех, кто под маской «добропорядочности и пристойности» скрывает свою бесчеловечность.
 
Хотя в рассказе нет героев, вышедших на сознательную борьбу против несправедливости, писатель будит гнев против всего, что давит, унижает, оскорбляет человека, внушает пре­зрение к потерявшим честь, человеческое достоинство, вызы­вает отвращение к стяжательству, жадности, своекорыстию, мещанству, — заставляет думать о смысле жизни, высоких нравственных идеалах. В этом великая сила и оптимизм про­изведения, тайна его бессмертия.[/sms]
09 апр 2008, 09:40
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.