Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение"Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького на примере одного из рассказов («Макар Чудра»)"

Сочинение"Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького на примере одного из рассказов («Макар Чудра»)"

Сочинение"Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького на примере одного из рассказов («Макар Чудра»)"Начнем с конца. С напевного, как и весь рассказ, абзаца, завершающего рассказ Горького. «...Мне не хотелось спать. Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала царственно красивая и гордая фигура Радды. Она при­жала руку с прядью черных волос к ране на груди, и сквозь ее смуглые, тонкие пальцы сочилась капля по капле кровь, падая на землю огненно-красными звездочками. А за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар; его лицо завесили пряди густых черных кудрей, и из-под них капали частые, холодные и крупные слезы... Усиливался дождь, и море распевало мрач­ный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган — Лойко Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы. А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».
 
[sms]Центральным образом романтических произведений Горь­кого раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. Герои всех романтических рассказов Горького — люди «с солнцем в крови», сильные, гордые, красивые. Эти герои — мечта писателя. Такой герой должен был усилить волю чело­века к жизни, возбудить в нем мятеж против действительнос­ти, против всякого гнета.
 
Первый рассказ будущего певца революции, сокола и буре­вестника мятежных лет борьбы с царским режимом сильно от­давал романтизмом и плохо переваренным ницшеанством. Степь, ветер, старый цыган с трубкой, неторопливый рассказ о моло­дых, красивых и свободных людях. Не жалел красок будущий основоположник социалистического реализма и писал не про­сто о любви, а о страсти, о соперничестве двух гордых сердец, которые хоть и тянутся друг к другу, но свободу и волю ставят превыше всего. Понятно, что без пролития крови тут никак не обойтись, добром такое кончиться не может. А потому пронзил Лойко Зобар ножом грудь прекрасной Радды. А потом тем же ножом зарезали его самого. Такую поистине шекспировскую историю поведал старый цыган Макар Чудра, начав свое пове­ствование предостережением: «... Берегись девок! Лгут всегда! 
 
Люблю, говорит, больше всего на свете, а ну-ка, уколи ее булав­кой, она разорвет тебе сердце. Знаю я! Эге, сколько я знаю! Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запом­нишь, — век свой будешь свободной птицей».
 
Потом начинается рассказ — притча, цыганский эпос.
 
«...Изапел Лойко:
 Гей-гей! В груди горит огонь
, А степь так широка!
Как ветер, быстр мой борзый конь,
Тверда моя рука!
...Повернула голову Радда и, привстав, усмехнулась в очи
 певуну. Вспыхнул, как заря, он».
 
Кончается история противоборства двух гордых цыган­ских сердец печально.
 
«Мы и догадаться еще не успели, что хочет делать Зобар, а уж Радда лежала на земле, и в груди у нее по рукоять торчал кривой нож Зобара. Оцепенели мы. А Радда вырвала нож, бросила его в сторону и, зажав рану прядью своих чер­ных волос, улыбаясь, сказала громко и внятно:
 
— Прощай, Лойко! Я знала, что ты так сделаешь!.. — да и умерла...
 
Понял ли девку, сокол?! Вот какая, будь я проклят на веки вечные, дьявольская девка была!
 
— Эх! да и поклонюсь же я тебе в ноги, королева гордая! — на всю степь гаркнул Лойко да, бросившись наземь, прильнул устами к- ногам мертвой Радды и замер. Мы сняли шапки и стояли молча».
 
Потом, позже, вера Горького в человеческое величие бу­дет вложена в уста Сатина в пьесе «На дне»: «Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит... гордо!»
 
Нельзя не сравнить этот рассказ с «Песней о Буревестнике», в которой с необычайной силой выражено предчувствие нарас­тающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: «Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно мо­рем, то кричит пророк победы: «Пусть сильнее грянет буря!»
 
Современник Горького А. Богданович писал: «От большин­ства очерков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности».[/sms]
08 апр 2008, 16:02
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.