Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение"«Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего». Л.Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Н.С. Лесков. «Зверь»)"

Сочинение"«Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего». Л.Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Н.С. Лесков. «Зверь»)"

Сочинение"«Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего». Л.Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Н.С. Лесков. «Зверь»)"Казалось бы, вопросы милосердия не слишком интересовали реалиста и сатирика, виртуозного стилиста Н.С. Лескова. Тем не ме­нее почти в каждом его произведении, как бы на втором плане, за­шифрование, звучит: люди, будьте добры друг к другу.
 
[sms]Этический аспект, не отменяя социального обличения, выдвига­ется на первый план и в рассказе «Зверь». В этой ситуации опять происходит испытание человека на человечность. События увидены как бы двойным зрением: впечатления пятилетнего ребенка, воспри­нимающего мир сугубо эмоционально, передаются уже зрелым че­ловеком как его детские воспоминания.
 
В мире взрослых понятия «зверь» и «человек» далеко разведе­ны. В детском восприятии медведь Сганарель и крепостной Фера-понт уравниваются чувством любви и сострадания к ним обоим: «Нам было жаль Сганареля, жаль и Ферапонта, и мы даже не могли себе решить, кого из них двух мы больше жалеем». Но человек и зверь в лесковском рассказе уравниваются и художественно. В нем постоян­но звучит мотив подобия медведя и крепостного, обрисованных по­чти одними и теми же словами: красавец Ферапонт — «среднего роста, очень ловкий, сильный и смелый», Сганарель был «большим, матерым медведем, необыкновенной силы, красоты и ловкости». Это сходство еще более увеличивает бессознательное подражание мед­ведя человеку: Сганарель умел ходить на двух лапах, бить в барабан, маршировать с большой палкой, таскать кули с мукой на мельницу, надевать мужицкую шляпу. 
 
Рациональная логика как будто оправдывает уничтожение медве­дя, в котором пробудились звериные инстинкты. Но против нее вос­стает нелогичное человеческое чувство, чувство сострадания к дру­гому живому существу. И непосредственное душевное движение ре­бенка у Лескова безошибочнее рациональной логики, которая обна­руживает свою внутреннюю противоречивость. Зверь осуждается на казнь, и его приговаривают к смерти по закону, придуманному людь­ми для людей. Преданность зверя человеку заставляет оценить этот приговор как предательство со стороны людей. Недаром возникает неожиданная параллель: выходящий из ямы Сганарель напоминает короля Лира. А на наивный вопрос ребенка, можно ли помолиться за Сганареля, старая няня, подумав, отвечает, что «медведь — тоже Божие создание, и он плавал с Ноем в ковчеге».
 
Ферапонт все-таки спасает зверя, но суть рассказа в том, что, избавив от неминуемой гибели медведя, он тем самым спасает и человека, развращенного безграничной властью крепостника. Дес­потизм, субъективно понимаемый как мужественная сила и непрек­лонная твердость духа, уступает мягкосердечию, которое раньше расценивалось как непростительная слабость. Недаром Ферапонта называют «укротителем зверя».
 
Своеобразное «укрощение зверя» происходит и в рассказе «Ста­рый гений». Право на такое «странное сближенье» дает реплика повествователя: должник «маленькой старушки» был «зверь травле­ный» и потому не боялся ни намеков, ни угроз своей беззащитной кредиторши. Рассказ этот читается с улыбкой, но в нем есть свой драматизм. Драматичность эта не только в угрозе бедности и без­домности, нависшей над старушкой, ее больной дочерью и внучкой. Не менее важно, что должник обманул их доверие и тем самым по­шатнул веру в людей вообще. «Старый гений», восстанавливая по­пранную справедливость, возвращает и утраченную было веру в обя­зательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло.
 
Лескову не жаль для «пассажного гения» столь высокого опре­деления, он не вкладывает в него никакой иронии. «Гений» покарал «злодейство», и для автора важен не малый «масштаб» гениальнос­ти, а важна ее высокая суть. Человеческий талант, в чем бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало, потому что необходимо связан, по Лескову, с духовной кра­сотой и теплотой человеческого сердца.[/sms]
07 апр 2008, 09:36
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.