Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение"«Без великодушных идей человечество жить не может». Ф.М. Достоевский. (По одному из произведе¬ний русской литратуры. — Н.С. Лесков. «Несмертельный Голован»)"

Сочинение"«Без великодушных идей человечество жить не может». Ф.М. Достоевский. (По одному из произведе¬ний русской литратуры. — Н.С. Лесков. «Несмертельный Голован»)"

Сочинение"«Без великодушных идей человечество жить не может». Ф.М. Достоевский. (По одному из произведе¬ний русской литратуры. — Н.С. Лесков. «Несмертельный Голован»)"Рассказы и повести, написанные в пору художнической зрелости Н.С. Лескова, дают достаточно полное представление обо всем его творчестве. Разные и о разном, они объединены «думой о судьбе России». Россия является здесь многоликой, в сложном переплете­нии противоречий, «убогой и обильной», «могучей и бессильной» одновременно. Во всех проявлениях национальной жизни, ее мело­чах и анекдотах Лесков ищет «сердцевину целого». И находит ее чаще всего в чудаках и бедоносцах, как бы перекликаясь с Достоев­ским, писавшим в «Братьях Карамазовых», что чудак «не всегда ча­стность и обособление, а, напротив, бывает так, что он-то, пожалуй, и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи — все каким-либо наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались».
 
[sms]Герой рассказа «Несмертельный Голован» — один из таких чу­даков. «Несмертельность» простому смертному приписана народной молвой. Однако вопреки легенде уже в первой главке рассказа опи­сана смерть Голована во всей ее неотвратимости и реальности: он «погиб во время так называемого в г. Орле «большого пожара», утонув в кипящей ямине...». Противопоставляя легенде объективные факты, совлекая мистические покровы с мифа о «несмертельности» героя, повествователь предлагает читателю задуматься над загад­кой, имеющей общечеловеческое значение. Почему простой смерт­ный иногда становится легендарным героем, в силу каких причин «часть его большая, от тлена убежав», продолжает «жить в благо­дарной памяти»? Державинская цитата в тексте от повествователя вызывает дополнительные ассоциации с Горацием и пушкинским «Памятником», и тем самым рассказу о простом мужике сразу же придается масштабность и философичность.
 
Первый намек на разгадку тайны, постоянно «густевшей» вокруг Голована, несмотря на предельную чистоту и открытость его жизни, содержит небольшое уточнение: в «кипящую ямину» Голован попал, «спасая чью-то жизнь или чье-то добро». Каждая новая главка рас­сказа вносит свою долю в расшифровку художественного смысла понятия «несмертельный». И в итоге оказывается, что не посещаю­щий церковь, «сумнительный в вере» Голован является истинным христианином и действительно принадлежит «храму творца-вседер­жителя», находясь в родстве со всем миром. Строя свою жизнь по законам собственной совести, этот простой русский мужик достига­ет предельных нравственных высот, и именно ему дано познать «со­вершенную любовь».
 
«Тайна» Голована у всех перед глазами, но ее разгадка не ста­новится достоянием молвы. Молва приписывает ему единственный «грех» — связь с чужой женой. На самом же деле Голован и Пав-лагея, многие годы живя под одной крышей и бесконечно любя друг друга, так и не смогли соединиться. Они так и не позволили себе переступить через другого человека, пусть самого «пустотно­го и вредного» — спившегося и опустившегося мужа Павлы, кото­рого все остальные считали пропавшим.
 
Легенда, творимая народом, тем не менее оказалась причастна истине. Во всеобщем тяготении к чуду проявляется потребность са­мой жизни в высоком, потребность, которая удовлетворяется только бескорыстным и от сердца идущим служением добру. Чудо в лесков-ском мире всегда идет об руку с жизненной практикой, потому что условием возникновения чудесного является у писателя человечес­кое деяние, совершаемое «не по службе, а по душе».[/sms]
07 апр 2008, 09:16
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.