Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение"Сюжет, герои, проблематика рассказа или повести Л.Н. Толстого («Поликушка», «Казаки»)"

Сочинение"Сюжет, герои, проблематика рассказа или повести Л.Н. Толстого («Поликушка», «Казаки»)"

Сочинение"Сюжет, герои, проблематика рассказа или повести Л.Н. Толстого («Поликушка», «Казаки»)"Для более подробного разбора темы я считаю возможным ис­пользовать два произведения
 
Толстого, Рассказ «Поликушка» рисует события крепостного времени. В нем показана трагическая судьба крестьянина, погибшего из-за каприза взбалмошной, глупой барыни, хотевшей казаться «доброй». Хитрый, изворотливый приказчик решил отдать бедного Поликея в солдаты, спасая от рекрутчины сына богатого мужика Дутлова. А у Поликея пятеро детей — один другого меньше. Барыня «пожалела» его, не согласилась «забрить лоб» несчастному Поликушке, но дала ему такое поручение, которое его погубило. Потеряв деньги барыни, Поликей решил, что ему ничего не остается делать, кроме как надеть петлю на шею.
 
[sms]Рассказ о горькой жизни и бессмысленной гибели Поликушки написан с такой суровой правдой, что читателя, как говорил Турге­нев, «до холода в спинной кости пробирает».
 
«Утро помещика», «Поликушка», история Натальи Савишны в повести «Детство», сцена избиения Дмитрием Нехлюдовым своего слуги — дворового мальчика Васьки, описанная в повести «Юность», вызывают у читателя чувство негодования против крепостного строя, превращавшего крестьян в «крещеную собственность» помещиков.
 
Прямым контрастом этим тяжелым картинам служат красочные, полные движения сцены поэтической повести «Казаки», начатой Тол­стым еще в пору его пребывания на Кавказе. Величественная приро­да и живущие в полном единении с ней смелые, красивые, сильные люди, свободные от крепостного гнета, — вот что захватило писате­ля, мечтавшего навсегда остаться в казачьей станице и жить так, как жили смелый Лукашка, красавица Марьяна, веселый песенник и охот­ник дядя Ерошка.
 
Толстой в своей повести, несомненно, идеализировал казачество. Дело в том, что для крепостных крестьян жизнь в казацких станицах, где не было помещиков, представлялась вольным раем. Вот эту меч­ту народа о вольной жизни и выразил писатель, изобразив столь привлекательной жизнь казачьей станицы.
 
Повесть «Казаки» интересна также тем, что в ней впервые в твор­честве Толстого показан герой, не только резко критикующий и осуж­дающий аристократическое общество, к которому он принадлежит, но и делающий попытку порвать с ним и связать свою судьбу с про­стым народом. Правда, эта попытка окончилась неудачей: Марьяна отвергает предложение Оленина выйти за него замуж, называет его чужим и постылым. Тема разрыва героя из дворянского общества со своей средой с большой силой прозвучит в других произведениях Толстого, особенно в поздних его произведениях. 
 
Кто же был тот простой трудовой народ, на сторону которого с такой решительностью перешел Толстой? Это было многомиллион­ное патриархальное русское крестьянство, пережившее века крепос­тничества и после «отмены» крепостного права попавшее в новую кабалу. По царскому манифесту 1861 года «освободительная» ре­форма была проведена так, что земля осталась у помещиков и кре­стьяне должны были выкупать ее за немалые деньги. Чтобы добыть их, крестьяне шли на фабрики и заводы, обрекая себя на новое — капиталистическое — рабство, которое Толстой метко назвал «раб­ством нашего времени».
 
По всей стране происходила в ту пору острая ломка старых по­рядков, приносившая народу новые страдания. Толстой видел это и испытывал чувство тяжелой обиды и боли за трудовых людей и прежде всего за крестьян, жизнь которых он, живя с детства в деревне, знал очень хорошо.
 
В начале 80-х годов XIX века Толстой переехал с семьей из Яс­ной Поляны в Москву, чтобы дать образование своим подраставшим детям. Он принял участие в переписи московского населения, прово­дившейся в это время. Перед глазами писателя, хорошо знавшего деревенскую нищету, развернулись картины ужасающей городской бедности.
 
Толстой понял, что существует прямая связь между безудерж­ным обогащением господствующих классов и ростом обнищания народа. Разным краям царской России постоянно угрожал голод, вызванный частыми неурожаями, истощением крестьянских земель­ных наделов. В конце XIX века голод охватил почти половину цент­ральных губерний страны. Толстой принял горячее участие в борьбе с народным бедствием. По его призыву развернулся сбор пожертво­ваний, закупка и доставка продовольствия в деревни.
 
В ту пору Толстой с несколькими помощниками открыл в дерев­нях Тульской и Рязанской губерний более двухсот бесплатных сто­ловых для голодавших крестьян. Тогда же он написал ряд статей о голоде, в которых правдиво обрисовал тяжелое бедствие и сурово осудил господствующие классы за их полное равнодушие к народ­ному горю. Реакционная печать накинулась на писателя с грубой бранью и требовала от царского правительства расправы с ним. «Мос­ковские ведомости» писали, что статьи Толстого о голоде «являются открытой пропагандой к ниспровержению всего существующего во всем мире социального и экономического строя».
 
Открыто перейдя на сторону угнетенного народа, Толстой поста­вил своей целью всеми доступными ему средствами бороться со всем тем, что он называл «злом» жизни. Он решил подвергнуть беспо­щадному разоблачению «обман экономический, политический, ре­лигиозный», обличать буржуазный строй и «ужасы самодержавия».
 
Охарактеризовав капиталистический мир как мир, где «каждый год где-нибудь грабят и убивают и все живут под постоянным страхом всеобщего взаимного грабежа и убийства», Толстой пришел к выводу о том, что «существующий строй жизни подлежит разрушению». Кто же разрушит изживший себя, но еще сильный старый мир, в котором так беспощадно угнетены и замучены миллионы простых людей?
 
Л. Толстой так ответил на этот вопрос: «Сила в рабочем народе. Если он несет свое угнетение, то только потому, что он загипнотизи­рован. Вот в этом-то все дело — уничтожить этот гипноз». И дости­жению этой цели Толстой посвятил свою деятельность писателя, пуб­лициста, проповедника.[/sms]
04 апр 2008, 15:37
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.