Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение"Образы помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Сочинение"Образы помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Сочинение"Образы помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина"В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, друг другу противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуата­торы. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры — в образах хищников. Символом крестьянской России является образ Коняги — из одноименной сказки.
 
[sms]Обобщенный образ труженика — кормильца России, которого мучают сонмища паразитов-угнетателей, — есть и в самых ранних сказках Щедрина: «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». «А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит — это он самый я и есть!» — говорит генералам их спаситель-мужик. Щедрин горько смеется над тем, что мужик по приказу генералов сам вьет веревку, которой они его затем связыва­ют. Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедри­ным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Му­жик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с этим великаном. Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они ничего не понимают, они грязны физически и духовно, они трусливы и беспо­мощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи.
 
 В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 1860-х годов. Он поставил здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства: «Скотинка на водопой выйдет — помещик кричит: моя вода! курица за околицу выбредет — помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух — все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к Господу Богу: Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!»
 
Этот помещик, как и генералы из вышеупомянутой сказки, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестья­нами, он сразу превращается в грязное и дикое животное, становит­ся лесным хищником. И жизнь эта, в сущности, — продолжение его предыдущего хищнического существования. Внешний человеческий облик дикий помещик, как и генералы, приобретает снова лишь пос­ле того, как возвращаются его крестьяне. Ругая дикого помещика за глупость, исправник говорит ему, что без мужицких податей и повин­ностей государство существовать не может, что без мужиков все умрут с голоду, на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя, да и денег у господ не будет. Народ — созидатель богат­ства, а правящие классы лишь потребители этого богатства.
 
Олицетворением бескрылой и пРшлой обывательщины стал щед­ринский премудрый пескарь — герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого «просвещенного, умеренно-либерального» труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы. Поэтому пескарь прожил до глубокой старости невредимым. Но какая это была унизи­тельная жизнь! Она вся состояла из непрерывного дрожания за свою шкуру: «Он жил и дрожал — только и всего». Эта сказка, написанная в годы политической реакции в России, без промаха била по либера­лам, пресмыкающимся перед правительством из-за собственной шку­ры, по обывателям, прятавшимся в своих норах от общественной борь­бы. На многие годы запали в душу мыслящих людей России страстные слова великого демократа: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари». Таких «пескарей»-обывате-лей Щедрин показал и в романе «Современная идиллия».
 
Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и вы­нужденным переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть поли­тического содержания сказок. Перенесение человеческих черт — и психологических и политических — на животный мир создавало ко­мический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей дей­ствительности.
 
Описание помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов усилил рассказом о крестьянах, которые относятся к по­мещикам своеобразно. Одни их терпеть не могут, другие рады им служить, а третьи только болтают о тягости помещичьего гнета, но готовы плясать под чужую дудку. Помещики же в большинстве опи­саны Некрасовым со злой иронией.
 
 Вот Оболт-Оболдуев страдает искренне. Еще бы, «поля — недо­работаны, посевы — недосеены, порядку нет следа». Как жаль, что минули «времена боярские», когда «дышала грудь помещичья сво­бодно и легко» и когда Оболт-Оболдуев мог распоряжаться крепос­тными свободно:
 
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
 Кулак — моя полиция!
 
Бедный помещик, он так страдальчески плачет в конце своей исповеди! Ведь он карал, любя.
 
 Зато князь Утятин, Последыш, действительно счастлив. Идиотс­кий спектакль, который за вознаграждение разыгрывают его бывшие холопы, вполне его устраивает. Самодур пьет шампанское без меры, «красивых снох пощипывает», осмеивает своих сыновей и их жен. «Господский срок — вся жизнь раба!» Ему как сладкая музыка сло­ва бурмистра: 
 
Вам на роду написано
 Блюсти крестьянство глупое,
А нам работать, слушаться,
Молиться за господ!
 
Последыш умрет от очередного удара, но радость крестьян будет преждевременной, так как с его смертью «пропала ласка барская»...
 
Истинно счастлив, между прочим, холоп князей Утятиных. Он, как и помещик, тоскует по крепостничеству, отверг свободу и ос­тался с милостивым барином. Приятный человек барин, а то, что порой запрягает в телегу вместо лошади или в проруби купает, так что ж — шаловлив барин. Зато потом водкой отогреет и целковый подарит.
 
 Заслуга Н.А. Некрасова состоит в том, что он — дворянин, ари­стократ — не побоялся нападать на своих «братьев» по происхож­дению, критиковать общественный строй, проповедовать свободу и демократию.[/sms]
04 апр 2008, 09:01
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.