Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение "Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Оболт-Оболдуев и князь Утятин"

Сочинение "Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Оболт-Оболдуев и князь Утятин"

Сочинение "Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Оболт-Оболдуев и князь Утятин"Позднейший народный эпос Некрасова — написанная крайне оригинальным размером огромная поэма «Кому на Руси жить хоро­шо». В ней много балагурства, немало антихудожественного преуве­личения и сгущения красок, но есть и множество поразительной силы и меткости выражений. Лучшее в поэме — отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая, после­дняя часть поэмы — «Пир на весь мир», заканчивающаяся знамени­тыми словами: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь», и бодрым возгласом: «В рабстве спасен­ное сердце свободное, золото, золото, сердце народное».
 
[sms]Старая Русь в поэме предстает многолико. Поиск счастья в Дырявино, Неелово, Неурожайко заведомо обречен на провал, странники-правдоискатели идут по замкнутому кругу. В этом кру­ге галерея образов. Каждый несчастен по-своему. Помещик Оболт-Оболдуев страдает искренне. Еще бы, «поля — недоработаны, посевы — недосеены, порядку нет следа!». Как жаль, что минули «времена боярские», когда «дышала груд-., помещичья свободно и легко» и когда Оболт-Оболдуев мог распоряжаться крепостны­ми свободно:
 
Кого хочу — помилую,
 Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
 
Бедный помещик, он так страдальчески плачет в конце своей исповеди! Ведь он карал, любя.
 
 А вот князь Утятин, Последыш, действительно счастлив. Идиотс­кий спектакль, который за вознаграждение разыгрывают его бывшие холопы, вполне его устраивает. Самодур пьет шампанское без меры, «красивых снох пощипывает», осмеивает своих сыновей и их жен. «Господский срок — вся жизнь раба!» Ему как сладкая музыка сло­ва бурмистра:
 
Вам на роду написано
 Блюсти крестьянство глупое,
А нам работать, слушаться,
 Молиться за господ!
 
Последыш умрет от очередного удара, но радость крестьян будет преждевременной, так как с его смертью «пропала ласка барская».
 
 Истинно счастлив, между прочим, холоп князей Утятиных. Он, как и помещик, тоскует по крепостничеству, отверг свободу и остал­ся с милостивым барином. Приятный человек барин, а то, что порой запрягает в телегу вместо лошади или в проруби купает, так что ж — шаловлив барин. Зато потом водкой отогреет и целковый подарит.
 
Если вдуматься и соотнести поэму Некрасова с тем, что ждет рос­сийского крестьянина в будущем, то можно и поспорить с поэтом. Изве­стно, к чему привела власть нищих и рабов, как были записаны в кулаки и уничтожены все крепкие «фермеры», а это привело к тому, что Рос­сия вынуждена покупать хлеб за границей. Изобильные в период старой Руси базары и лавки нынче насыщены скверными продуктами, синтези­рованными за рубежом, крестьянства как такового практически нет. Тот же факт, что в поэме выведены жестокие самодуры, вовсе не говорит о том, что большинство помещиков и дворян были такими. Напротив, они составляли элиту российского народа. Именно дворяне вышли на Се­натскую площадь, именно они были сосланы «во глубину сибирских руд», где хранили гордое терпение. Не пьяное мужичье, не крестьянс­кое быдло, способное только на кровавые бунты, а «князья и графья».
 
Но эта точка зрения весьма спорна. Во времена Н.А. Некрасова пафос его поэмы был смелым, новаторским. Поэт хотел понять, по­чему народ, получивший свободу, несчастлив. (Это, кстати говоря, хотелось бы понять и сейчас, когда свобода слова и торговли пре­вратилась в свободу умирать от голода.)
 
Поэма не была окончена. Семь мужиков-странников — символичес­кий образ России. В произведении, написанном старательно, как пуб­лицистическая статья, нашли свое выражение многие социальные про­блемы того времени. Классовые противоречия («Помещик», «После­дыш»); противоречия в крестьянском сознании (народ-труженик и на­род — пьяная, невежественная толпа); противоречия между духовностью народа и его невежеством (мечта автора о том, что мужик «не милорда глупого», а «Белинского и Гоголя с базара понесет», осталась мечтой: нынешний «мужик» несет с базара Маринину и Доценко вперемешку с китайскими тряпками и самопальной водкой); противоречия между бун­тарским духом и рабской покорностью (образы Савелия и Якова).
 
 Так что эпопея народного поэта интересна традиционностью на­родного эпоса, фольклорными вставками, но никак не идеологией.[/sms]
04 апр 2008, 08:20
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.