Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение "Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»"

Сочинение "Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»"

Сочинение "Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»"В своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!):
 
Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
 С сигарочкой во рту...
 
[sms]Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкатель­ные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, под­черкивают ничтожество «кругленького» человека. В крестьянской речи часто звучит издевка над барами.
 
— Мы, барщинные, выросли
 Под рылом у помещика, — 
 
говорят крестьяне, и одного словечка «рыло» достаточно, чтобы понятно стало отношение их к своему господину.
 
 Идеал счастья, который воплощен в рассказе Оболта-Оболдуева, говорит о его духовном убожестве:
 
Коптил я небо Божие,
Носил ливрею царскую.
Сорил казну народную
 И думал век так жить...
 
С нескрываемым торжеством рисует Некрасов крушение идеала помещичьего счастья в главе «Последыш». Глубокий смысл имеет само ее название. Речь идет не только о князе Утятине, но и о пос­леднем помещике-крепостнике, и смерть его символизирует гибель крепостного строя. Недаром она вызывает такую радость крестьян. В изображении Последыша Некрасов достигает исключительной ос­троты сатирического обличения. Это выживший из ума рабовладе­лец, и ничего человеческого нет даже во внешнем его облике:
 
Нос клювом, как у ястреба.
 Усы седые, длинные
 И — разные глаза:
Один здоровый — светится,
 А левый — мутный, пасмурный,
 Как оловянный грош!
 
Но Последыш не только смешон — он и страшен. Это жестокий крепостник-истязатель. Телесная расправа у него вошла в привычку, звуки побоев, доносящиеся из конюшни, доставляют ему наслаждение.
 
Со злым сарказмом нарисованы и образы других врагов народа: управителей, становых — «неправедных судей», купцов, подрядчиков.
 
К числу недругов народных относятся и попы. Даже добросер­дечный и сочувствующий крестьянам священник вынужден эксплуа­тировать их. Он сам жалуется:
 
— Живи с одних крестьян,
 Сбирай мирские гривенки...
 
Некрасов создает и иной образ попа — безжалостного вымогате­ля, нисколько не сочувствующего народу. Это поп Иван. Он равноду­шен к горю крестьянки: даже когда вскрывают труп ее сына Демушки, он подшучивает. А выпив вместе со становыми, ругает крестьян:
 
— У нас народ — все голь да пьянь.
За свадебку, за исповедь
 Должают по годам.
 
В поэме убедительно доказано: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же, К счастью, постепенно начинают ме­няться их рабы. Народ пробуждается, и поэт надеется:
 
Русь не шелохнется,
 Русь — как убитая!
А загорелась в ней
 Искра сокрытая...[/sms]
04 апр 2008, 08:16
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.