Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение "Жертвы «темного царства» в пьесе «Гроза»"

Сочинение "Жертвы «темного царства» в пьесе «Гроза»"

Сочинение "Жертвы «темного царства» в пьесе «Гроза»"В атмосфере «темного царства», под гнетом самодурной силы тус­кнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет ра­зум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применя­ясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить, изворачиваться.
 
Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила — каждого на свой лад.
 
[sms]Тихон подавлен, жалок, обезличен. Но даже гнет Кабанихи не убил в нем окончательно живые чувства. Где-то в глубине его роб­кой души теплится огонек — любовь к жене. Он не смеет проявлять эту любовь, он не понимает сложной душевной жизни Катерины и рад уехать даже от нее, лишь бы вырваться из домашнего ада. Но огонек в его душе не гаснет. Растерянный и подавленный, Тихон проявляет любовь и жалость к изменившей ему жене. «А я ее люб­лю, мне ее жаль пальцем тронуть...» — признается он Кулигину.
 
Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несча­стной Кате. Однако в последней сцене любовь к жене побеждает страх перед матерью, и в Тихоне пробуждается человек. Над трупом Катерины впервые в жизни он обращается к матери с обвинением. Здесь перед нами человек, в котором под влиянием страшной беды проснулась воля. Проклятия звучат тем более грозно, что исходят они от самого забитого, самого робкого и слабого человека. Значит, действительно рушатся устои «темного царства» и колеблется власть Кабанихи, если даже Тихон так заговорил.
 
Иные, чем в Тихоне, черты воплощены в образе Варвары. Она не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным — она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Житейская философия ее очень проста: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому. И опять рушатся старозаветные иде­алы Кабанихи. Дочь «опозорила» ее дом, вырвалась на свободу из-под ее власти.
 
Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Он сам говорит о себе: «Уж ведь совсем убитый хожу... Загнан, забит...» Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить.
 
В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он бо­ится. Даже говорить с Катериной опасается («Не застали б нас здесь»). Это именно тот случай, по пословице, от слабости до подлости всего один шаг. Покорно и трусливо звучат бессильные проклятия Бориса: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай Бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя!.. Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»
 
Нет у него этой силы... Однако в общем хоре протестующих го­лосов даже этот бессильный протест знаменателен.
 
Среди персонажей пьесы, противопоставленных Дикому и Каба­нихе, наиболее ясно и здраво судит о «темном царстве» Кулигин. Этот механик-самоучка обладает светлым умом и широкой душой, как многие талантливые люди из народа. Не случайно и сама фами­лия Кулигина напоминает фамилию замечательного изобретателя-самоучки нижегородца Кулибина.
 
Кулигин осуждает собственнические инстинкты купечества, жес­токое отношение к человеку, невежество, равнодушие ко всему ис­тинно прекрасному. Противопоставление Кулигина «темного царству» особенно выразительно в сцене столкновения с Диким.
 
Прося денег на солнечные часы, Кулигин не о себе заботится, его интересует «для всех вообще обывателей польза». А Дикой даже в толк не возьмет, о чем идет речь, настолько чуждо ему само поня­тие общественных интересов. Собеседники словно говорят на раз­ных языках. Дикой зачастую просто не понимает слов Кулигина, осо­бенно когда тот цитирует своих любимых поэтов XVIII века. На по­чтительные реплики Кулигина, украшенные цитатами, Дикой реаги­рует весьма своеобразно: «Ты у меня грубить не смей!» — и пугает Кулигина городничим.
 
Кулигин — незаурядный человек. Но не его назвал Добролюбов «лучом света в темном царстве». Почему? Да потому, что Кулигин бессилен, слаб в своем протесте. Так же как и Тихон, как Борис, Кулигин боится самодурной силы, склоняется перед ней. «Нечего делать, надо покориться!» — говорит он смиренно. Кулигин и дру­гих учит покорности. Так, он советует Кудряшу: «Лучше уж стер­петь». То же рекомендует он и Борису: «Что же делать-то, сударь. Надо стараться угождать как-нибудь».
 
Только в пятом акте, потрясенный гибелью Катерины, Кулигин поднимается до открытого протеста. Суровое обвинение звучит в его последних словах: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Этими словами Кулигин не только оправдывает самоубийство Катерины, освободившее ее от гнета, но и обвиняет в ее гибели немилосердных судей, погубивших свою жертву.[/sms]
03 апр 2008, 11:09
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.