Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение "Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века. (И.А. Гончаров. «Обломов»)"

Сочинение "Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века. (И.А. Гончаров. «Обломов»)"

Сочинение "Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века. (И.А. Гончаров. «Обломов»)"Термин «композиция» часто подменяют синонимическими слова­ми «структура», «архитектоника», «конструкция» и нередко отожде­ствляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под композицией иногда понимают и чисто внешнюю организацию произведения (деление на главы, части, явле­ния, акты, строфы и т.п. — «внешняя композиция); иногда же ее рас­сматривают как его внутреннюю основу («внутренняя композиция»).
 
[sms]Разница между художественно интересными и развлекательно-занимательными произведениями находит свое выражение в ряде специфических особенностей их композиции. В первом случае увле­кательность сюжета достигается психологическими средствами, пу­тем углубления характера и идейного заострения произведения; при этом обстоятельства не утаиваются, а, напротив, раскрываются чита­телю с самого начала. Во втором случае сюжет строится по принци­пу изображения сложного сплетения внешних обстоятельств (интри­га), запутанного происшествия, тайны и разгадки. Что же такое худо­жественное произведение: учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства? Для выяснения смысловой роли композиции романа «Об­ломов» ставим опорную схему.
 
Первая и четвертая части романа — его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову. 
 
Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, то есть сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторо­на. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Ро­ман начинается весной, 1 мая.
 
История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Компози­ция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цик­личное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, за­канчивая «Обломова» словами: «он рассказал ему, что здесь напи­сано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?
 
Стремление «к точке зрения» — так выстраивается композиция романа. Таким образом, уже достаточно доказательств, что художе­ственное произведение — это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим художественным законам.
 
Одним из главных законов композиции является отчетливая мо­тивированность всех действий, поведения и переживаний персона­жей. Именно она, по словам Н.Г. Чернышевского, дает писателю воз­можность «безукоризненно группировать фигуры», то есть самой группировкой персонажей отражать жизненную правду.
 
Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, ко­торый проводит его не вставая с дивана. Неторопливое авторское по­вествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. Но главное даже не это, а то, что в первой части Гончаров проводит мимо обломовско­го дивана множество разных людей, создает структурный фон, свое­образную аранжировку, которая задает общий тон всему роману. В четвертой части будет звучать похожая интонация, но тише, угасая.
 
Это спиралевидная или кольцевая композиция (игра на уровне художественного времени), которая обладает самостоятельной со­держательностью, ее средства и приемы преображают и углубляют смысл изображенного.
 
Композиция отличается от сюжета и фабулы. Она обусловлива­ется материалом, объектом изображения, мировоззрением писате­ля, его видением мира, конкретной идеей, лежащей в основе произ­ведения, и жанровыми задачами, поставленными автором. Казалось бы, в романе Гончарова почти ничего не происходит, но композици­онная структура захватывает с первых строк, когда Обломов прячет­ся в чулане, укрываясь от вторжения внешней жизни.
 
Экспозиция первой главы при инертности главного героя все равно стремительна — жизнь врывается в его полутемную закупо­ренную комнату в виде неприятного письма старосты или требова­ния хозяина съехать с квартиры. Он не может заставить себя вчи­таться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры, но мысли об этом постоянно отравляют ему существование. «Трогает жизнь, везде достает», — сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к своим гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, в них нет ни малейшего сходства с Обло-мовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появляется и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-об­личитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и без­ликий Алексеев.
 
Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дива­на? Да потому лишь, что, во-первых, хочет противопоставить Обло-мову энергию внешней жизни, а во-вторых, показать пустяшность этой светской суеты. Таким образом, композиция приобретает и не­кий «закулисный» кадр, подтекст, в котором социальная обличи-тельность выражена достаточно ясно.[/sms]
03 апр 2008, 10:08
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.