Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение "Роль лирических отступлений в первом томе поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»"

Сочинение "Роль лирических отступлений в первом томе поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»"

Сочинение "Роль лирических отступлений в первом томе поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»"Повесть «Мертвые души» можно по праву назвать лучшим произ­ведением Николая Васильевича Гоголя. По словам В.Г. Белинского, вся творческая жизнь писателя до работы над ней была лишь пре­дисловием и подготовкой к этому поистине гениальному творению.
 
«Мертвые души» являются одним из наиболее ярких примеров гоголевской манеры отображения действительности, ведь где еще можно встретить столь точное и правдивое жизнеописание России того времени. Недаром многие писатели говорят о «гоголевском» течении в литературе, называя Н.В. Гоголя основателем реалисти­ческого направления в поэтическом искусстве.
 
[sms]Мнение же самого Н.В. Гоголя о назначении писателя, или, по-другому, художника, выражено в словах: «Кто же, как не автор, дол­жен сказать святую правду?»
 
Попробуем же понять, как обосновывает Н.В. Гоголь свой пред­ставления о художнике, какой видит его судьбу и чем отличаются его сатирические герои от персонажей других комедий.
 
 Как и многие другие писатели, Н.В. Гоголь непосредственно об­ращается к читателю через свои лирические отступления, в которых он сетует на недостатки русской действительности, в частности, на отсутствие аналогов иностранных слов в русском языке, а также за­ранее оправдывается и разъясняет значение всех тех моментов, ко­торые, по его мнению, могут вызвать у читателей раздражение и недовольство. В одном из своих лирических отступлений Гоголь объяс­няет свои взгляды на назначение художника. Здесь он пишет, что: «...не то тяжело, что будут недовольны героем, тяжело то, что живет в душе неотразимая уверенность, что тем же самым героем, тем же самым Чичиковым были бы довольны читатели». Я думаю, в этих словах Гоголь хотел сказать о том, что порок не будет высмеян и представлен на всеобщее обозрение, он не будет замечен. Так кто же, как не писатель, должен помочь людям обнаружить эти пороки, кто лучше его сможет с иронией обнажить окружающую нас дей­ствительность? Возможно, сейчас, когда появилось так много кри­тической литературы, подобная точка зрения была бы весьма не­однозначна. Ведь может возникнуть и мнение, что такое изобилие скорее провоцирует, чем искореняет недостатки. Однако во време­на Н.В. Гоголя, который был, по сути, одним из первых писателей, отважившихся столь прямо высмеять недостатки своего времени и которому это действительно удалось, как никому другому, такое про­изведение, как «Мертвые души», было просто неоценимо по своей значимости и необходимости. Поэтому я не могу не согласиться с вышеприведенными словами писателя, впрочем, как и с дальнейши­ми его рассуждениями о так называемых «патриотах». Н.В. Гоголь, зная, что со стороны подобных людей могут возникнуть нападки, заранее отвечает на них. Вся нелепость и неприглядность подобных людей, «горячих патриотов, до времени покойно занимающихся ка­кой-нибудь философией или приращениями на счет сумм нежно любимого ими отечества, думающих не о том, чтобы не делать дур­ного, а о том, чтобы только не говорили, что они делают дурное», обрисована Н.В, Гоголем в рассказе про одну странную семью, со­стоящую из отца-«философа» и сына, полушутя-полусерьезно на­званного автором русским богатырем. Мне кажется, что этот неболь­шой эпизод, который не может не вызвать улыбку при прочтении, еще раз подтверждает мысль, ранее высказанную Н.В. Гоголем. Ведь и вправду, кому, как не человеку, от природы имеющему дар видеть то, что не видно другим, обладающему хорошим чувством юмора и умеющему лаконично излагать свои мысли, заниматься осмыслени­ем природы подобных людей...
 
 Теперь хотелось бы поговорить о том, что отличает Н.В. Гоголя от других писателей сатирического направления. Н.В. Гоголь не описывает своих героев бегло и поверхностно, как многие его пред­шественники, считая, что это не только не поможет ему для созда­ния его персонажей, но даже напротив, при таком изображении он не сможет осуществить задуманного. Он уделяет большое внима­ние внутреннему миру своих героев, а некоторые из них, в частно­сти Плюшкин и Чичиков, даже имеют свою предысторию. Вот что Н.В. Гоголь писал об этом в своей поэме: «Не загляни автор по­глубже ему в душу, не шевельни на дне ее того, что ускользает и прячется от света, не обнаружь сокровеннейших мыслей, которых никому другому не вверяет человек, а покажи его таким, каким он показался всему городу, Манилову и другим людям, и все были бы радешеньки и приняли бы его за интересного человека». Если же рассматривать главного героя в отдельности от других героев, то можно заметить, что Н.В. Гоголь и здесь имеет свою точку зрения на то, каким он должен быть. Сравнивая «Мертвые души» хотя бы с комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», видим, что во втором случае автор не посчитал нужным убрать из своего произведения образ романтического совершенного героя, в то время как Н.В. Го­голь сознательно выбирает для своего повествования человека столь неприглядного. Вот как он объясняет свой выбор в одном из лирических отступлении: «...все это известно автору, и при всем том он Ь не может взять в герои добродетельного человека, но... может быть, f в сей же самой повести почуются иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения».
 
 В заключение хотелось бы сказать, как же все-таки видел судьбу будущего писателя, стезю которого он избрал, сам Гоголь. В одном из своих лирических отступлений он говорит о «писателе счастли­вом» и о писателе непризнанном. Сравнивая строки из описания судь­бы «счастливого писателя» и отрывок из статьи Н.В. Гоголя «Не­сколько слов о Пушкине», мы можем провести параллели: «Вдвой­не завиден прекрасный удел его: он среди их, как в родной семье, а между тем далеко и быстро разносится слава его», — и соответ­ственно: «Ни один поэт в России не имел такой завидной участи,как Пушкин, ничья слава не распространялась так быстро». И если А.С. Пушкина Н.В. Гоголь соотносил с поэтом со счастливой судьбой, то себя же, напротив, он подразумевал поэтом, «дерзнувшим «.вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи. И даже зная, какова незавидная участь такого поэта, он стремится к ней, видя в этом свое истинное призвание и назначение. Здесь же хотелось бы добавить, что, несмотря на то что А.С. Пушкин большую часть своего творческого пути был романти­ком и что поэтическая судьба его, как уже сказано выше, была более благополучна, Н.В. Гоголь восхищался им и считал себя его пре­емником. В своей статье «Несколько слов о Пушкине» он полушутя-полусерьезно говорит о том, что как преемник Пушкина должен до­делать все, что не доделал первый.
 
 Заканчивая сочинение, могу лишь сказать: Н.В. Гоголь навсегда останется для меня великим писателем, стоящим в одном ряду с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым, но имеющим свой ни с чем не ' сравнимый «гоголевский стиль», который развивается и существует и по сей день и будет существовать еще долго. [/sms]
02 апр 2008, 14:43
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.