Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение "«Ситуация ревизора» и типические характеры в комедии Н.В. Гоголя"

Сочинение "«Ситуация ревизора» и типические характеры в комедии Н.В. Гоголя"

Сочинение "«Ситуация ревизора» и типические характеры в комедии Н.В. Гоголя"Гоголь считал, что любовная завязка — «точный узелок на угол­ке платка». «Ревизор» же, говоря словами драматурга, вяжется «всей своей массою в один большой, общий узел». Иначе и не могло быть в пьесе, в поле зрения которой — не семья, не дружеский круг, а целый город, да еще «сборный»!
 
Элементы любовной интриги есть, конечно, и в «Ревизоре» при всем карикатурном, комическом характере, который приобретают взаимоотношения Хлестакова с Анной Андреевной и Марьей Анто­новной. Но любовная интрига занимает здесь подчиненное место.
 
[sms]Над всем в пьесе преобладает одна «всегородская» забота — мысль о ревизоре.
 
 В отношение к ревизору поставлены все без исключения персо­нажи комедии. Больше того: приезд ревизора глубоко взволновал и тех, кто находится за сценой. Воздух пьесы наэлектризован до пре­дела; мы чувствуем, как расходятся во все стороны токи от событий, которые совершаются на сценической площадке. Дело в том, что идея ревизии, ревизора оказалась художественно очень емкой.
 
При господствовавших в дореволюционной России бюрократичес­ких порядках деятельность государственных чиновников совершалась в значительной мере для вида, «для начальства», для показа. Да и верховным властям нужно было создать у подчиненных впечатление, что оно все видит и за всем наблюдает. Это был обоюдный обман, создававший почву для всевозможных мистификаций, недоразумений, ошибок, жертвами одной из которых стали персонажи «Ревизора». Это был, кроме того, и самообман, поскольку с прибытием ревизора обычно связывались разные, но равно несбыточные надежды. Верхов­ные власти делали вид, что таким путем можно несколько подправить государственную машину и приостановить взяточничество и казнок­радство. Люди бесправные и обиженные тщетно ожидали, что начальственное лицо принесет им избавление от произвола.
 
 Из всех возможностей прибытие ревизора оставляло реальной только одну — возможность и дальше лгать и обманывать друг дру­га. Чиновники города, как известно, это и делают. Они спешно про­изводят кой-какие внешние улучшения (вроде снятия арапника, ви­севшего в присутствии, или уборки улицы, по которой поедет «реви­зор»), а что касается исправлений по существу — то о них и не помышляют. «Насчет же внутреннего распоряжения, — объясняет городничий, — и того, что называет в письме Андрей Иванович греш­ками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено...»
 
Правда, на сей раз меры городничего ни к чему не привели, но это не потому, что «тактика» его была неверной, а потому, что реви­зор оказался не ревизором.
 
 Разумеется, ситуация комедии выходила за рамки русской жиз­ни. Она имела злободневный, живой смысл везде, где взаимоотно­шения людей строились на бюрократической основе. Отсюда меж­дународное распространение анекдота о мнимом ревизоре. Отсюда также разработка мотивов «ревизии», «инспекции» и русскими и зарубежными писателями еще до Гоголя. Но, Гоголь придал этим мотивам такую совершенную форму, такое глубокое, всеобъемлю­щее решение, что мы имеем право связать с его именем введение в литературу новой ситуации — «ситуации ревизора».
 
Гоголь показал, что «ситуация ревизора» охватывает жизнь мно­гих, собственно, всех людей — и находящихся внизу, и занимающих высшие ступени на иерархической лестнице. Он приоткрыл связи, объединяющие людей в обществе. Для персонажей комедии прибы­тие ревизора — больше, чем служебная или административная забо­та. Тут, говоря словами городничего, «дело идет о жизни человека». Ведь почти для каждого из них на карту поставлена и служебная карьера, и благополучие «жены, детей маленьких», о которых в ми­нуту страха вспоминает городничий.
 
 В этих обстоятельствах каждый из характеров раскрывается глу­боко и разносторонне. Несмотря на исключительную рельефность гоголевских типов, невозможно определить их по одной или не­скольким чертам характера. Что, например, можно сказать о Сквознике-Дмухановском? Кто он — плут, мошенник, невежа, лицемер? И то, и другое, и третье... Но одновременно в нем нетрудно увидеть множество других черт. Характер городничего (как и любого дру­гого персонажа пьесы) не умещается ни в одно из бытовавших в то время комедийных амплуа. Комический ли персонаж городничий? В целом — да. Но в то же время в его обрисовке иной раз просту­пают и совсем не комические краски.
 
Так же неправильно было бы думать, что корысть составляет единственное побуждение всех действующих лиц. Когда, например, Бобчинский просит Хлестакова сказать в Петербурге «всем там вель­можам разным: сенаторам и адмиралам, что вот... живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский», — то во всем этом, конечно, нет ни тени корысти. Бобчинский видит перед собой «вельможу», представителя высоких сфер жизни, откуда нисходят и кара и благо­дать. По его понятиям, Хлестаков, то есть тот, кого он принимает за вельможу, воплощает все самое достойное и поэтичное в жизни. «Нижайшая просьба» Бобчинского — попытка приобщиться к этой заповедной «поэзии», чтобы и его, Бобчинского, имя, как говорил Гоголь по другому поводу, означило «свое существование» в мире...
 
Мы смеемся над поступками, подобными странной просьбе Боб­чинского, но не должны забывать при этом, что они представляют собой комическую модификацию каких-то более серьезных и высо­ких переживаний. Гоголевская ситуация ревизора раскрывает (в ко­мическом преломлении) всю глубину натуры человека, весь строй его чувств. Она показывает, как в современной Гоголю действитель­ности человеческое начало было извращено и придавлено. [/sms]
02 апр 2008, 10:50
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.