Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение "Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н.В. Гоголя («Портрет»)"

Сочинение "Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н.В. Гоголя («Портрет»)"

Сочинение "Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н.В. Гоголя («Портрет»)"оголя всегда интересно читать. Даже давно известные произве­дения начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоиз­вестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой и самый житейский. В повести «Портрет» при­сутствует и то и другое. Автор ставит своего героя в небывалую ситуацию: бедный, талантливый художник получает вдруг все, о чем мечтает, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привлекают глаза изобра­женного на портрете. Словно живой взгляд удивляет всех своей си­лой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит странный полусон-полуявь. Ему снится, что старик, изображенный на портрете, «пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам...» Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но наяву деньги действительно оказываются в раме портрета. Квартальный неосторожно задевает раму, и тяжелый сверток падает перед Чарт-ковым. Первые мысли, подсказываемые рассудком, были благород­ны: «Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запе­реться в комнату, работать. На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манекен, закажу гипсо­вый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех и могу быть славным художником». Но давно бедствующий художник мечтал и о другом. «Извнутри раз­давался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность». Чартков и не заметил, как накупил себе нарядов, «прока­тился два раза по городу в карете без всякой причины», побывал в ресторане, у парикмахера и переехал на новую квартиру. Головокру­жительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые заказчицы. Знатная дама привела свою дочь, пи­сать с нее портрет. Гоголь ни в одном из своих произведений не обходится без комичных моментов. Здесь очень меткая шутка вос­торгов дамы по поводу живописи:
 
[sms]«— Однако мсье Ноль... ах, как он пишет! Какая необыкновен­ная кисть! Я нахожу, что у. него даже больше выраженья в лицах, нежели у Тициана. Вы не знаете мсье Ноля?
 — Кто этот Ноль?— спросил художник.
— Мсье Ноль. Ах, какой талант!»
 
 Одной шуткой переданы уровень и интересы светского общества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом на­чал писать портрет. Он передавал холсту все оттенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понравилось. Она возразила, что это мо­жет быть только сегодня, а обычно лицо поражает особой свеже­стью. Исправив недостатки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивидуальность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Психеи. Дамы же приходят в восторг от «сюрприза», что ху­дожник придумал изобразить ее «в виде Психеи». Не сумев переубе­дить дам, Чартков отдает портрет Психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу. Здесь Гоголь тоже дает волю юмору: «Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остально­го иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе...Мужчины тоже были ничем не лучше дам. Один требовал себя изобразить в силь­ном, энергическом повороте головы; другой — с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непремен­но, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было напи­сано: «Всегда стоял за правду». И вот со временем Чартков стано­вится модным, но, увы, пустым живописцем. Причиной тому, конеч­но, был купленный портрет с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что могут сотворить с че­ловеком слава и богатство. Не обязательно покупать волшебный пор­трет, чтобы стать рабом. Не зря еще в самом начале повести Чартко-ва предупреждает профессор, его наставник: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец». Постепенно пропадает творческое стремление, трепет. Занятый балами и визитами художник едва набрасывает ос­новные черты, оставляя дорисовывать ученикам. Уже и тот талант, который пробивался в нем вначале, бесследно угас за приукрашива­нием чиновников, дам, их дочерей и подруг. На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромоздилась страсть к золоту. Золо­то стало для Чарткова всем. Оно заполонило бы его жизнь полнос­тью, если б не одно событие. Академия художеств пригласила зна­менитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русско­го художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение. Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачерствев­шее прошлое. Слезы задушили его, и, не сказав ни слова, он выбе­жал из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произведения искусства и унич­тожать их. Это становится главной страстью и единственным его за­нятием. В итоге безумный и больной художник умирает в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета...
 
Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Этот молодой художник встречает очень необычного человека, ростовщика, который просит написать его пор­трет. Слухи о ростовщике ходят очень таинственные. Все, кто связы­вался с ним, обязательно попадали в беду. Но художник все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит поразитель­ное, глаза словно смотрят с портрета. И вот, написав ростовщика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Он понимает, что изобразил дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтобы очиститься. Седым старцем он достигает просвет­ления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Давая настав­ления сыну, он сам говорит как святой: «Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего... Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от зем­ли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства». Но тем не менее повесть не заканчивается оптимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла. [/sms]
02 апр 2008, 10:03
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.