Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение "Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»"

Сочинение "Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»"

Сочинение "Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина «Евгений  Онегин»"Москва — святыня России, ее сердце. Не зря захватчики всех времен и народов, будь то татары, французы или немцы, чтобы оста­новить жизнь России, стремились остановить ее сердце, то есть зах­ватить Москву.
 
 «Сердце» и «судьба» — эти слова мы произносим, когда хотим сказать о чем-то важном для нас. Для автора романа «Евгений Оне­гин», для Александра Сергеевича Пушкина именно в сердце России, в Москве случились два судьбоносных момента его жизни: распоря­жение царя об окончании пушкинской ссылки, которое произошло во время коронации Николая Первого в Москве, куда поэт был сроч­но доставлен в тысяча восемьсот двадцать шестом году, — и же­нитьба Александра Сергеевича Пушкина, начало его новой жизни.
 
[sms]Рассматривая героев своего романа на фоне Петербурга и рос­сийской деревни, Пушкин, создавая настоящую энциклопедию рус­ской жизни, не мог не привести свою героиню в Москву, и в этом видится закономерность. Пушкин, конечно, не мог миновать такую драгоценную значимость для всей русской жизни, как Москва.
 
  Описание Москвы и любви к ней Пушкина в романе «Евгений Оне­гин» приходится на седьмую главу. Уместно вспомнить три эпиграфа к ней. Это стихи поэтов Дмитриева, Баратынского и Грибоедова.
 
 Эпиграф Дмитриева: «Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать?»
 
Эпиграф Баратынского: «Как не любить родной Москвы?»
 
 Эпиграф Грибоедова: «Гоненье на Москву! что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет».
 
 Сам же Пушкин признается в любви к Москве чистосердечно и как бы неофициально:
 
Как часто в горестной разлуке,
 В моей блуждающей судьбе,
 Москва, я думал о тебе!
 Москва... как много в этом звуке
 Для сердца русского слилось!
 Как много в нем отозвалось! 
 
Пушкин подчеркивает, что гордая Москва не склонилась перед врагом, даже когда ее захватил враг, она не сдалась, не пошла на поклон, но ответила пожаром. При описании въезда героини романа Татьяны Лариной в Москву он перечисляет достопримечательные мос­ковские места, в том числе и Петровский замок, в котором прятался Наполеон от пожара. Пушкин с патриотизмом и гордостью пишет:
 
 Но не пошла Москва моя
 К нему с повинной головою.
 
У человека, читающего эти имеющие величайшее значение строки, невольно с гордостью бьется сердце за силу и величие этого города.
 
 Пушкин подробно описывал въезд Лариных в Москву. Подъезжаю­щему к Москве в пушкинскую эпоху прежде всего бросались в глаза многочисленные церковные главы, придававшие городу неповторимый облик. В начале 1820-х годов в Москве насчитывалось около двухсот семидесяти церквей, а также более двух десятков монастырей:
 
Но вот уж близко.
 Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
 Как жар, крестами золотыми
 Горят старинные главы.
 
Далее Пушкин описал, как возок Татьяны едет по Тверской. Ла­рины въезжали через Тверскую заставу, которая находилась в райо­не нынешнего Белорусского вокзала.
 
- Мелькают мимо будки, бабы,
 Мальчишки, лавки, фонари,
 Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
 Купцы, лачужки, мужики,
 Бульвары, башни, казаки,
 Аптеки, магазины моды,
 Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
 
Тверская улица описана Пушкиным с необычайным талантом и точно­стью, а также настолько живо, как никем из его современников она опи­сана не была. Московский пейзаж показан в «Евгении Онегине» значи­тельно подробнее, чем петербургский, на фоне однообразной красивос­ти которого подчеркивается пестрота московских видов. Это достигается цепью контрастных соседств: дворцы — лачужки, монастыри — магази­ны мод, будки — огороды, львы на воротах — стаи галок на крестах.
 
 Ларины остановились «У Харитонья в переулке»... Московские ад­реса обозначались по церковным приходам, значит, Ларины посели­лись в приходе церкви Святого Харитония. Это место Москвы было знакомо Пушкину по детским воспоминаниям, он некоторое время жил в Большом Харитоньевском переулке. Длинное и детальное путеше­ствие Лариных через Москву составляет одно из самых пространных описаний в «Евгении Онегине», ему посвящены четыре строфы. Пушкин увеличил их счет до пяти, прибавив пустой номер, создав этим впечатле­ние, что утомительная прогулка длилась еще дольше. Оно резко отли­чается от кратких, как бы эскизных, петербургских зарисовок.
 
Пушкиным описана московская жизнь Татьяны: утром ее будит «ранний звон колоколов», но, сев у окна, она видит не свою привыч­ную деревенскую даль, а московский пейзаж:
 
Пред нею незнакомый двор,
 Конюшня, кухня и забор.
 
 Татьяну привезли в Москву на «ярмонку невест», то есть в Благо­родное собрание, где собиралось несколько тысяч человек, где про­исходили балы, встречи молодых людей, где устраивались их судь­бы. Судьба самого Пушкина тоже устроилась в Москве. Это Благо­родное собрание располагалось на Большой Дмитровке.
 
 Там Татьяна встретила своего будущего мужа, генерала 1812 года.
 
Судьба ее решилась. Она вышла замуж.
 
 Подводя итог сказанному, можно отметить, что Пушкин описал Москву с большой естественностью и живостью, к чему его подвигли чувства искренней любви, симпатии и теплоты, которые он-испыты­вал к Москве как к городу. Он нашел слова подробного описания того, как она выглядит.
 
 Но все же, говоря о Москве, Пушкин показал ее как гордую и мужественную святыню, в описании сцены ожидания Наполеоном сдачи Москвы в Петровском замке он явно ощущал гордость за Мос­кву, и, читая Пушкина, мы также испытываем это чувство:
 
 Напрасно ждал Наполеон,
 Последним счастьем упоённый,
 Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинною главою.
Не праздник, не приёмный дар,
 Она готовила пожар...
 
В шестой главе романа «Евгений Онегин» Пушкин создал поэти­ческий памятник Москве, она же с любовью и благодарностью пре­поднесла ему свой дар — памятник великому поэту.[/sms]
31 мар 2008, 10:52
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.