Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Народы Ямала » Попытки фальсификации "Мандалы"

Попытки фальсификации "Мандалы"

Попытки фальсификации "Мандалы"В 1946 г. кое-кто попытался сфальсифицировать "мандалу" № 2, опираясь на имевшееся недовольство ненцев. Одним из таких был начальник НКВД Тамбейского района Горбунов, который ток и не смог изловить Яптика Хосовбоя. Напомним, что, приехав в 1946 г. в Есягудля ареста Я. Хосовбоя, Горбунов при таинственных обстоятельствах ранил ненца Вануйто Сябу.
 
Пытаясь уйти от ответственности, он стал распространять слухи о повстанческих настроениях среди ненцев. Проверяя эти слухи, секретарь Тамбейского райкома Г.В. Сидоров в январе-феврале 1946 г. выехал в Дровяновскую тундру и доехал до зимовки на острове Белый, где были расположены колхозы «Нарьяна Нумги» и «Красный октябрь». Там он выяснил, что о «мандале» ненцы даже не говорили, но недовольство все же было. Они открыто высказывались за отмену норм на хлеб. В очередной раз ненцы проявляли терпимость к власти, хотя имели все основания восстать из-за бедственного положения и продолжавшегося произвола со стороны отдельных «русских начальников».
 
После «мандалы-43» в отношении последнего мало что изменилось. В декабре 1950 г. на XI Ямало-Ненецкой окружной конференции говорилось, что в отдельных районах округа широкие и недопустимые размеры приняли факты обмана, издевательств над национальным населением. В подтверждение было приведено несколько примеров. Так, на фактории Вануйто продавец Малиновский в мае избивал ненцев и даже стрелял в них, то же самое проделывал и продавец Смирнов из Новопортовского рыбкоопа. Работники Новопортовского рыбозавода Хамитов и Муратов систематически издевались над колхозниками-ненцами, избивали их.
 
В Ямальском районе безоленных колхозников из колхоза «Харп» вынуждали заготовлять дрова для районных организаций и руководящих работников центра по цене 15-20 рублей за кубический метр, при существовании средней цене 45-50 рублей. Так же вели себя и некоторые работники полярной станции ГУСМП. Заведующий этой станцией Белоглазов избивал колхозников-ненцев, а радист Поляков стрелял в них, когда они занимались загоном водоплавающей птицы. Работникам Ямальского райкома, попытавшимся разобраться в этих инцидентах, Белоглазов заявил: "Вы свой нос в нашу работу не суйте, я подчиняюсь ГУСМП».
 
Вопрос о взаимоотношениях «русских начальников» и коренного населения деликатный и требует корректного к себе отношения. Нам, во всяком случае, не хотелось бы сообщенными сведениями о произволе отдельных негодяев при должности давать пищу для глобальных выводов о какой-либо организованной политике великодержавного шовинизма со стороны русского народа по отношению к коренному населению.
 
Главной причиной продолжавшихся безобразий являлось то, что качество некоторых дро-вяновских и сеяхинских обывателей, о которых писал в 1944 г. Г.В. Сидоров, осталось таким же низким и после войны. Из тундры их так никто и не вывез, они остались на местах и продолжали занимать низовые должности. Наказывали и снимали с работы отдельных не по чину распоясавшихся лиц, на их место приходили другие из тех же дровян-овских и сеяхинских обывателей, а сложившиеся годами традиции обращения с аборигенами сохранялись. Традиции, как извесино, сложнее всего поддаются переменам. Не без основания поэтому в аналитической записке Тюменского УМГБ в мае 1950 г. отмечалось, что произвол, творимый отдельными должностными лицами в отношении коренного населения, ничего общего не имеет с великодержавным шовинизмом русского населения, которое в массе своей осуждало такое поведение отдельных своих представителей.
 
В записке не скрывалось, тем не менее, того факта, что в результате насилия со стороны некоторых «русских начальников» среди аборигенов зафиксированы настроения против проникновения русских в тундру, против создания органов управления и государственных планов по добыче рыбы, развитию оленеводства и колхозного строительства.
18 фев 2008, 10:33
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.