Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Народы Ямала » Насильственное привлечение детей-националов в школу на Ямале в 1943 году

Насильственное привлечение детей-националов в школу на Ямале в 1943 году

Насильственное привлечение детей-националов в школу на Ямале в 1943 годуСерьезным фактором, влиявшим на рост недовольства коренного населения, являлось насильственное привлечение детей-националов в школу. Работники Ямальского Красного Чума, вербуя детей в интернат, расположенный на мысе в Дровяной, незаконно взыскивали с ненцев штраф в 100 рублей, если они отказывались посылать туда своих детей.
 
Как мы уже отмечали, новые преобразования лишь в малой степени затронули североямальских ненцев. Общественное мнение у них по-прежнему формировали шаманы, а они выступали против того, чтобы детей-ненцев отдавали в школы. Сами же ненцы к данному вопросу относились таким образом: "неграмотного не заберут в армию и не посадят". К тому же, условия в школах, мягко выражаясь, были далеки от нормальных. Учителя, как правило, имели низкую квалификацию, не владели ненецким языком, а дети - русским.
 
Имелось всего 3 школы, где числилось 102 учащихся, а всего детей школьного возраста было 341 человек. Школы располагались в неприспособленных помещениях, которые не ремонтировались, почти полностью отсутствовали учебники на ненецком языке, наглядные пособия. Полностью отсутствовало топливо. В феврале 1945 г. по этой причине Тамбейскую и Сеяхинскую школы закрыли, а школа в Дровяной работала с перебоями до 15 мая. В предшествовавшие годы положение было еще хуже.
 
Дети вынуждены были страдать от холода, жили впроголодь. Некоторые учителя вели себя с детьми грубо, а заведующая интернатом в Дровяной даже била их. Ненцы тайно увозили своих детей из школ, за что подвергались гонениям со стороны местных властей. По мере накопления лишений, ненцы все более приходили к мысли, что главным виновником нищеты и произвола является власть. Олицетворением этой власти были "русские начальники" разного калибра - директора рыбозаводов, начальники рыбоучастков, председатели сельсоветов, заготовители, работники торговли, Красных Чумов, учителя, медицинские работники.
 
Все представители не их племени для ненцев были "русскими начальниками", хотя конкретно взятый начальник мог быть из переселенцев различных национальностей, из русских, длительное время проживавших в округе.
 
Отсюда для прояснения ситуации необходимо проанализировать довольно болезненный вопрос о составе некоренного населения, работавшего в тундре Северного Ямала, в том числе и русских. Среди них были люди, которые пользовались огромным авторитетом среди коренных жителей. Это Семен Гаврилович Б-сардин - основатель фактории на Матюй-Сале, Алексей Федорович Федоров - руководитель одной из лучших на Ямале Ярсалинской фактории, Надежда Васильевна Лежнина, работавшая учительницей в Яр-Сапе, и многие другие.
17 фев 2008, 16:22
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.