Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Народы Ямала » Предыстория восстания ненецкого народа в 1943 году

Предыстория восстания ненецкого народа в 1943 году

Предыстория восстания ненецкого народа в 1943 годуДо войны население Ямальского района, на севере которого произошли интересующие нас события, насчитывало 8842 человека (в т.ч. коренного населения 5596 человек, в большинстве - ненцы, кочующие оленеводы). Занимались преимущественно оленеводством и промыслом пушнины. Оленеводство являлось основой хозяйства местного населения. Из оленьих шкур ненцы шили обувь, одежду, упряжь, шкурами покрывали чумы. Оленье мясо являлось основным продуктом питания. В глубинных районах олени широко использовались в охотничьем промысле для перевозок грузов.
 
Ненецкое оленеводство исторически было слабо связано с рынком. Продавали оленей редко и неохотно, по большей части жителям 06-дорска-Салехарда и своим малооленным соседям, а также меняли на водку. Такое отношение к рынку вытекало из совершенно иного, нежели у зырян, отношения ненцев к оленю. Он являлся источником жизни, мерилом социального статуса, а не средством обогащения. Поэтому ненцы тщательно избегали забоя домашних оленей сверх необходимого удовлетворения своих потребностей Под нож шли взрослые животные, дававшие больше мяса, но шкуру худшего качества. Продавались одни шкуры, а практически все мясо съедалось.
 
По количестсву оленей Ямало-Ненецкий округ занимал до войны второе место среди национальных округов Севера, уступая только Чукотскому округу. В 1940 г. их насчитывалось 358018 голов, а в Ямальском районе было сосредоточено оленей больше, чем в любом другом районе округа - 159700, или 44,6 процента.
 
До войны 759 ямальских ненцев активно сдавали продукты охотничьего промысла. Большинство сочетали охоту с оленеводством и занимались ею, когда олени требовали наименьшего внимания. Ненцы Ямала добывали половину всей пушнины по округу.
 
Рыбодобычей в промышленных целях до 1941 г. занималась лишь небольшая часть населения, проживавшая на побережье Оби, преимущественно в южной ее части и в устьях рек Таз, Пур и Гыданского залива.
 
Все доходы население Северного Ямала употребляло в своем хозяйстве. В 1940-41 гг. материальное положение ямальцев и, прежде всего, ненцев катастрофически изменилось. В эти годы для них были введены налоги, которые ранее они не платили. С этого все и началось.
 
Обязательные и добровольные платежи в годовом доходе коренного населения стали составлять свыше 50 процентов, оставшиеся средства не могли обеспечить даже прожиточный минимум. Денежные доходы колхозников в Ямальском районе в годы войны стали в два раза ниже, чем в Тазовском районе и составляли в среднем 1127 рублей в год. В северной части района они были еще ниже - 500-800 рублей в год. Сравнивая положение с налогами в первую мировую войну, ненцы спрашивали представителей власти: почему тогда с них брали меньше? На что секретарь Сынской первичной парторганизации отвечала, например, так: "Раньше война была грабительская, а сейчас освободительная". Такой ответ не мог удовлетворить даже неграмотных коренных жителей Ямала, и вопрос, не нашедший ответа, оставался. Стало появляться недовольство.
 
Еще больше оно возросло во время кампании по сбору налогов. В ходе ее проведения, особенно на Северном Ямале, был допущен настоящий произвол. Частично это объяснялось неквалифицированностью финансовых работников, отсутствием контроля за их деятельностью. В 1943 г. налоги и платежи собирались не по срокам, а за весь год сразу. Зачастую деньги с ненцев взимались под расписки, в которых не указывалась ни фамилия взявших деньги, ни дата, когда они были взяты. В том случае, если денег у ненцев не хватало, финансовые работники без постановления суда, насильно заставляли их продавать пушнину, оленей и даже национальную одежду. Как выяснила проверка, в 1943 г. в Ямальском районе было допущено 222 случая незаконного взыскания налогов. В том числе по Северному Ямалу из проверенных 797 хозяйств в 102 случаях было переплачено 28288 рублей, а всего по региону переплаты составили 56139 рублей. Злоупотребления были особенно распространены в северных сельсоветах района Теутейском и Тамбейском.
 
В Тамбейском сельсовете из ненцев насильно выбивали добровольные платежи, в частности на второй военный заем. Собирали их одновременно с налогами. Обо всем этом было известно вышестоящим властям, но они покрывали виновников и бодро рапортовали в вышестоящие инстанции об успехах в работе по сбору налогов и добровольных платежей. Так, 18 сентября 1942 г. руководитель бригады Омского обкома, проверявший работу Ямало-Ненецкого окружкома ВКП(б), докладывала, что в Ямальском районе за 1942 год билетов денежно-вещевой лотереи было размещено вместо 50000 рублей по плану на сумму 70000 рублей, подписка на военный заем также превысила контрольную цифру. Секретарь Ямальского райкома ВКП(б) информировал Ямало-Ненецкий окружком, что за 1943 г. в районе было собрано средств на фонд обороны 223929 рублей. На строительство танков, боевых кораблей - 151908 рублей, отправлено посылок в действующую армию - 258, на сумму 52938 рублей. Принято облигаций в фонд обороны - на 329080 рублей. Собрано и сдано вещей для Красной Армии - 1132 шт. Кроме того, в фонд помощи Запорожской области с населения было взято 17817 рублей, вещей 813 штук, оленей - 5, шкур -14, книг - 81. По данным окружного отдела НКВД много средств, незаконно собранных в виде платежей и налогов, было присвоено финансовыми работниками.
 
Следует отметить, что ненецкому менталитету не был чужд патриотизм. Ведущуюся войну они воспринимали как справедливую, освободительную. Когда в 1941 г. в Гыду пришла весть, что началась война, ненцы были убеждены, что "саю" - враги хотят отобрать у них землю. Земля по-прежнему находилась во владении различных ненецких родов - Тузеда, Око-тэтто, Вануйто, Ламду, Салиндер, Яптик. Для оленеводов земля, пастбища являлись главной ценностью. Отношение к ней выражалось поговоркой: "земля после нас останется". Поэтому коренное население было полно решимости защищать ее от врагов. Грамотных среди коренного населения Ямало-Ненецкого округа было всего 6 процентов. Из-за низкого культурного уровня до войны их в армию не брали. В годы .войны среди более 7 тысяч человек, призванных из округа, националы составляли всего 600 человек. Коренное население прекрасно понимало, что защищать свою землю можно было и другим путем: помогая государству. И ненцы, в частности, оказывали такую помощь. Однако, поборы сверх всяких разумных пределов не способствовали росту патриотических чувств коренного населения и уважения к власти.
17 фев 2008, 16:03
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.