Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Тема Великой Отечественной войны в современной прозе (по произведению одного из писателей)

Сочинение: Тема Великой Отечественной войны в современной прозе (по произведению одного из писателей)

Сочинение: Тема Великой Отечественной войны в современной прозе (по произведению одного из писателей) Великая Отечественная война — одно из самых значимых событий XX века для России. Она унесла миллионы жизней, и не было, наверное, в стране ни одной семьи, которой не пришлось бы пережить утрату. И такое событие не могло не быть отражено русскими писателями и поэтами.

Некоторые произведения, посвященные теме войны, были написаны во время войны или сразу после нее («Васи­лий Теркин» А.Т. Твардовского, «В окопах. Сталинграда» В. Некрасова), некоторые — спустя какое-то время. В числе последних — повесть Б. Васильева «В списках не значился».

«В списках не значился» — это взволнованное и патетиче­ское повествование о подвиге одного из защитников Брест­ской крепости, которая первая встретила удар врага и вынуж­дена была защищаться, несмотря на полную неожиданность нападения фашистов и абсолютную неподготовленность к войне. Повесть Васильева имеет документальную основу — писатель рассказал в эпилоге, из каких реальных брестских впечатлений возник замысел книги. Но реальные впечатле­ния — лишь фундамент произведения: быль здесь тесно пе­реплетается с народной легендой о герое, имя которого — Николай, звание —лейтенант, а фамилия — неизвестна.

Этот легендарный герой в романе обретает фамилию, и вместе с ней — биографию, индивидуальную судьбу. Впро­чем, экспозиция (в которой как раз и рассказывается о жиз­ни героя до приезда в крепость) довольно краткая. Мы видим только, как молодой москвич Николай Плужников прощает­ся с матерью и любимой девушкой и уезжает служить в Брест. Николай Плужников — обыкновенный человек. Автор подчеркивает эту деталь: девятнадцатилетний выпускник командного училища в экстремальной ситуации совершает геройские поступки. Страницы повести, посвященные дово­енной жизни Плужникова, описывают юношу, который гор­дится своей новой хрустящей военной формой, которому льстит, что новички-курсанты отдают ему честь, и он наме­ренно выходит усталой походкой по вечерам, чтобы по-маль­чишески насладиться своим новым положением.
[sms]
Читатель узнает, что Плужников, как все молодые люди его возраста, мечтает о любви, о славе, он в восторге от встречи с Валей, но в то же время у лейтенанта есть свои принципы, от которых он не может отказаться ни при каких обстоятельст­вах. Так, например, герой отказывается от заманчивого предложения генерала остаться при училище командиром учебного взвода и впоследствии поступать в академию, пото­му что, по его мнению, каждый командир должен сначала послужить в войсках, научиться командовать бойцами, «по­хлебать с ними из одного котелка».

Получив назначение на службу в Брестскую крепость, Плужников все время пытается соответствовать тому, что в его представлении является воинским долгом. Например, он стремится попасть в свой полк обязательно «сегодняшним числом», то есть не позднее срока, определенного в его пред­писании.

Неожиданно начавшаяся война очень быстро заставляет Плужникова забыть тщеславные мечты. Николаю приходит­ся узнать, что командир он еще плохой, а его первые дейст­вия на войне, когда он растерялся и не знал, что нужно де- лать, по справедливости должны быть расценены как преступление, за которое полагается расстрел.

Наступает время беспощадного суда над собой. Юный лейтенант Плужников «умер» в первый же день войны, сра­зу став человеком без возраста, молодость которого сгорела без остатка в страшном и безжалостно уничтожающем иллю­зии огне. «Он сидел на полу, не шевелясь, упрямо думая, что совершил самое страшное — предал товарищей. Он не искал оправданий, не жалел себя — он стремился понять, почему это произошло».

Война оказывается переломным моментом как в жизни лейтенанта, так и в его восприятии мира. Ничем не выделяю­щийся молодой человек, скромный, немножко наивный, не­множко даже смешной, вдруг мгновенно взрослеет, становит­ся солдатом, становится человеком, для которого понятия Родина, страна, Красная Армия приобретают особый смысл и который отчетливо осознает, в чем заключается его предна­значение.

Согласно воинскому Уставу, который так четко выполнял Плужников, он не является защитником Брестской крепо­сти, потому что не успел зарегистрироваться: он не значится в списках полка. Но в том-то все и дело, что войну выигрыва­ют не значившиеся в списках военные, а те, кто сам занес себя в эти списки, не по Уставу, а по призыву совести.

Скрывшись в подземельях крепости, Николай становится бойцом невидимой армии ночных мстителей Бреста — неуло­вимых и, казалось, заговоренных от смерти. Герои Бреста «умирали, не срамя», приближая в страшные первые меся­цы войны еще далекий день победы. Они знали, что обрече­ны, но продолжали сражаться, бросая вызов смерти, у мира" ли непобежденными. «Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя», — говорит Плужников. Эти слова не красивая фраза, не патетическая декламация, а героическая формула Брестской эпопеи, а также пророческое предвидение лейтенантом ПлужниковЫ*4 собственной судьбы. «Он упал на спину навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко от-
крытые глаза. Упав свободным и после жизни, смертию смерть поправ».

Политрук, фельдшер, старшина, завещавший Плужникову знамя полка, — звенья единой, прочной и вечной цепи. Николай с отчаяньем кричит в первый день войны: «Пусти­те! Я в полк должен! В полк! Я же в списках еще не значусь!» Не суждено было ему найти свой полк и попасть в списки. В апрельские дни 1942 года, после десяти месяцев немысли­мых испытаний, великих потерь и побед он уже не думает ни о списках, ни о личной славе. Не сожалеет и о том, что его имя затеряется в бесконечном списке безымянных героев, неизвестных солдат. Единственная мысль, которая утешает его, — мысль о том, что его любимая женщина, Мирра, нося­щая под сердцем их общего ребенка, жива. К счастью, ему не суждено было узнать, что Мирру, как и ее нерожденного ре­бенка, убили в тот же день, когда она решилась выйти из кре­пости и присоединиться к женщинам, которые ежедневно работали неподалеку от крепости.

Важно то, что Б. Васильев ставит своих героев в ситуацию нравственного выбора. Денищик несколько раз спасает жизнь Плужникову и, умирая, не жалеет о сделанном выбо­ре. Степан Матвеевич, понимая,"*что умирает от заражения крови, хочет, чтобы его смерть была ненапрасной, и подры­вает себя гранатами, уничтожив^ при этом фашистов. Но главный выбор делает Плужников: он может уйти вместе с двумя уцелевшими бойцами, но при этом он должен оставить Мирру, потому что она не в состоянии идти далеко из-за больной ноги. Однако герой осознает свою ответственность за девушку, поэтому остается с ней, более того, выгоняет Небо-гатова и Климкова, потому что они допустили мысль о спасе­нии без Мирры.

Плужников использует каждую возможность, чтобы бо­роться с врагом, его ничто не может убедить, что его сопро­тивление бесполезно, что он потерпел поражение. Он жив, а значит, жива Красная Армия, в которой он даже не значит­ся.  В экстремальной ситуации Николай Плужников думает ае о спасении своей жизни, не о смерти, которая, как он по- нимает, неизбежна, а о своей Родине и своем долге. В диалоге с Миррой лейтенант говорит, что русских солдат нельзя побе­дить, их можно только убить, и в этом смысле смерти не су­ществует. Человек выше смерти. Он приводит в пример Сте­пана Матвеевича, Володю Денищика, фельдшера, который выполнял свой врачебный долг, помогая безнадежно ранен­ным людям, считая, что этих людей не победили. А вот Прижнюка, который сдался в плен и всячески спасал свою шкуру, действительно убили, хотя он и остался жив.

Показательно то, что в финале повести даже фашисты оценили мужество последнего защитника Брестской крепо­сти и отдали ему высшие воинские почести, так и не узнав имя русского солдата, не значащегося ни в одном списке, кроме списка нашей памяти. Не случайно повесть заканчи­вается строчками о том, что неважно, где лежат русские сол­даты, а важно то, за что они погибли.[/sms]
29 ноя 2007, 15:56
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.