Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: «Семейные гнезда» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение: «Семейные гнезда» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение: «Семейные гнезда» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Одна из главных мыслей в романе Л. Толстого «Война и мир» — мысль семейная. Весь роман построен на описании судеб людей, целых семей, родовых гнезд. Мы видим одних и тех же людей в домашней атмосфере, в свете, в военных дей­ствиях и можем проследить, как меняются герои романа внутренне и внешне. Кроме того, разбирая роман, можно вы­делить определенные черты, характерные для той или иной семьи.

В произведении Л. Толстого мы знакомимся с множест­вом семей, но лучше и подробнее всех автор описывает Росто­вых, Болконских и Курагиных. В семье Ростовых царят лю­бовь, дружба и взаимопонимание. Ростовы заботятся друг о друге и хотят, чтобы люди вокруг них были счастливы. Им свойственны хозяйственность, доброта, искренность и широ­та натуры.

Наташа Ростова — яркий представитель ростовской «по­роды». Она эмоциональна, чутка, интуитивно угадывает лю­дей. Иногда эгоистична (как в случае с проигрышем Нико­лая), но чаще способна на самопожертвование (вспомним эпизод с вывозом раненых из Москвы). Наташа живет в атмо­сфере влюбленности и счастья, она — увлекающаяся натура. Внешняя некрасивость усиливает ее душевную красоту и живой характер. Одной из ярких особенностей героини явля­ется потребность в любви (ей необходимо, чтобы ее постоянно любили). Наташа переполнена жаждой жизни, и в этом сек­рет ее очарования. Объяснить и доказать Наташа не умеет, потому что понимает людей не умом, а сердцем. Но сердце подсказывает ей всегда верно, за исключением неверного по­ведения с Анатолем Курагиным.

Графиня Ростова гордится дружбой и доверием своих де­тей, балует их, волнуется за их судьбы.
[sms]
Николай Ростов очень схож со своей сестрой, именно по­этому они так хорошо понимают друг друга. Николай очень молод, открыт людям и всему миру. Он желает быть полез­ным, всем нравиться и, что немаловажно, Николай хочет ка­заться взрослым, грубоватым мужчиной, как Денисов. Именно Денисов воплощает тот идеал мужчины, к которому стремится младший Ростов.

Николай приезжает в отпуск, в Москву. В этот приезд до­мой Николай хочет самоутвердиться, доказать всем и себе са­мому, что он уже взрослый и у него свои мужские дела: обед в Английском клубе, дуэль Долохова с Пьером, карты, бега. А старый граф Ростов все печется о своем сыне: перезаклады­вает имения, чтобы Николенька смог завести себе рысака и «самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами...»

Затем старому графу требуется немало усилий, чтобы участие сына в дуэли осталось незамеченным. И вдруг Нико-ленька проигрывает деньги, и деньги не маленькие. Но Ни­колай никогда не осознает своей вины, а виноват он в своем неумении думать. У него не хватило чутья на то, чтобы опре­делить, что Долохов — злой человек, а умом Ростов этого осознать не может. Проиграв сорок три тысячи и вернувшись Домой, Николай становится мальчишкой, хотя и хочет скрыть то, что у него на душе. А в душе он считает себя «не­годяем, подлецом, который целою жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить прощения...» Николай — честный человек, он не только мучительно пережил свой проигрыш, но и нашел выход: ограничить себя во всем и вернуть долг ро­дителям.

Граф Илья Андреевич Ростов добродушен, щедр и мото­ват. Он известен в Москве не только как хороший семьянин, но и как человек, лучше других умеющий устроить бал, обед, а если понадобится, то и приложить для этого свои деньги. Наиболее яркий пример ростовской щедрости — подготовка обеда в честь Багратиона. «Право, папенька, я думаю, князь Багратион, когда готовился к Шенграбенскому сражению, меньше хлопотал, чем вы теперь...» — сказал Н. Ростов отцу накануне обеда, и был прав. Илья Андреевич положил много сил на то, чтобы обед в честь Багратиона удался на славу. Чего только он не заказал: «Гребешков, гребешков в тортю положи... стерлядей больших... Ах, отцы мои!.. Да кто же мне цветы привезет?.. Скачи ты, Митенька, в подмосков­ную... чтобы мне двести горшков тут к пятнице были... Надо ведь еще песенников».

Черты «ростовской породы» проявляются в поступках графа и при выезде из Москвы: он разрешает отдать подводы под раненых, нанося тем самым тяжелый урон своему со­стоянию.

Ростовы олицетворяют собой семейный уклад, в котором живы сословные традиции. В их семье царит атмосфера люб­ви, взаимопонимания и доброты.

Полной противоположностью семье Ростовых является семья Болконских. Впервые Лизу и Андрея Болконских мы встречаем на вечере у Анны Павловны Шерер, и сразу же за­мечаем некую холодность между мужем и женой.

Лиза Болконская не понимает своего мужа, ни его устрем­лений, ни его характера. После отъезда Болконского живет в Лысых Горах, испытывая постоянный страх и антипатию к свекру и дружески сходясь не с золовкой, а с пустой и легко­мысленной м-ль Бурьенн. Лиза умирает во время родов; выра­жение ее лица перед самой смертью и после как будто говорит о том, что она не делала никому зла и не может понять, за что страдает. Ее смерть оставляет чувство непоправимой беды у князя Андрея и искреннюю жалость у старого князя.

Князь Андрей Болконский — образованный, сдержан­ный, практичный, умный, волевой человек, сестра отмечает в нем какую-то «гордость мысли».

Старый князь Болконский живет в деревне. Он не выно­сит глупости и праздности, живет по четкому распорядку, который сам же установил. Будучи со всеми резок и требова­телен, он изводит дочь придирками, но в глубине души очень любит ее. Николай Андреевич Болконский горд, умен и сдер­жан, так же как его сын. Главное для Болконских — это честь семьи.

Марья Болконская очень религиозна, принимает у себя странников в тайне от отца, но во всем остальном четко ис­полняет его волю. Она умная, образованная женщина, такая Лъб} КЭ.К брат и отец, но, в бтличие от них, кроткая и богобояз­ненная.

Болконские умны, образованны, любят друг друга, но от­ношения в их семье довольно сухи, они не любят выставлять напоказ свои чувства. В их семье не устраивается никаких шумных празднеств и торжеств, в них нет того веселья, кото­рое есть в Ростовых; Болконские живут не чувствами, а разу­мом.

Также в романе «Война и мир» большое место уделено се­мейству Курагиных. Князь Василий заботится о своих детях, хочет богато устроить их жизнь и потому считает себя образ­цовым отцом. Его сын Анатоль нагл, глуп, развращен, само­уверен, но красноречив. Он хочет жениться на некрасивой княжне Марье ради денег, пытается соблазнить Натащу Рос­тову. Ипполит Курагин глуп и даже не старается скрыть свою глупость: в его облике явно заметны черты нравствен­ного вырождения всего рода Курагиных.

Элен — светская красавица, она глупа, но ее красота мно­гое искупает. В обществе не замечают ее глупости, всем ка­жется, что Элен всегда ведет себя в свете весьма достойно и имеет репутацию умной и тактичной женщины.

Семейство Курагиных отличают глупость и стяжательст­во. Они не испытывают искренних чувств не только по отно­шению к окружающим, но и по отношению друг к другу. У детей нет потребности съездить к отцу; а сам князь Васи­лий называет своих сыновей «дураками»: Ипполита — «спо­койным», а Анатоля — «беспокойным», которого все время приходится выручать. У Курагиных нет совместных дел и за­бот, нет потребности встретиться и поговорить. Каждый за­нят собой, своими проблемами. Все Курагины стремятся сблизиться с людьми, которые богаче их, из общения с кото­рыми можно извлечь выгоду.

В эпилоге мы видим, как воссоединяются две, казалось бы, абсолютно разные семьи — семья Ростовых и семья Бол­конских. Николай Ростов женится на княжне Марье Болкон­ской. Николай и Марья — идеальная пара, они гармонично дополняют друг друга: в этой семье соединились устремлен­ность княжны Марьи ввысь и то земное, материальное, что представляет собой Николай.

В финале «Войны и мира» Наташа и Пьер после «креще­ния» страданием и соприкосновением со смертью воскреша­ются к жизни. Это происходит естественно — как весной сквозь мертвые упавшие листья пробиваются зеленые иглы травы, как восстанавливается порядок в разрушенном мура­вейнике, как кровь приливает к сердцу, как заново отстраи­вается после разрушения Москва. Восстанавливается жиз­ненный порядок, в котором каждый из героев находит свое место.

5 декабря 1820 года — последняя сцена эпилога романа. Толстой строит ее как картину семейного счастья в Лысых Горах; распалась старая семья Ростовых (умер старый граф), возникли две новые семьи, в каждой из которых — новые, «свежие» дети. Новая Наташа Ростова, черноглазая любими­ца отца, графа Николая, новый Пьер Безухов, которому пока три месяца и которого кормит мать — Наташа, возникают на последних страницах толстовской книги. Образ органиче­ской жизненности (Наташа — сильная и страстная мать) до­полнен в финале другими образами: это княжна Марья, у ко­торой материнство связано с напряжением духовной жизни, устремленностью к бесконечному, и это в особенности — пят- надцатилетний Николенька Болконский. В его облике про­явились черты отца.

Роман заканчивается сном Николеньки, в котором соеди­нены Пьер и князь Андрей и где вновь возникают мотивы славы, геройства, подвига и чести. Сын князя Андрея — на­следник его качеств, символ вечного продолжения жизни. Жизнь вступает в новый виток, и новое поколение вновь, за­ново будет искать ответов на ее вопросы. На этом новом витке жизни снова встретятся МИР и ВОЙНА — гармония и борь­ба, цельность, единство и взрывающие их противоречия. Фи­нал «Войны и мира» — открытый, распахнутый в движу­щуюся, вечно живую жизнь.

Таким образом, «семейные гнезда» Ростовых и Болкон­ских продолжили жизнь" вместе, в гармонии и счастье, а «гнездо» Курагиных прекратило свое существование... [/sms]
28 ноя 2007, 16:19
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.