Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Сочинение: Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Сочинение: Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» при всей его политической остроте тем не менее роман о любви, причем о любви в том строго «романтическом» смысле, кото­рый был так противен главному герою Евгению Базарову. Автор не случайно провел своего героя через это главное ис­пытание — испытание любовью. В начале романа Базаров предстает перед читателем как «новый человек», разночи­нец, строитель новой жизни, ценящий лишь то, что можно увидеть, потрогать руками, сравнивающий человека с лягушкой, отрицающий какие бы то ни было принципы, ни­гилист, как он сам себя характеризует.

Нигилизм — это особая позиция, исповедуя которую глав­ный герой противопоставляет себя миру, старому миру обыч­ных людей с их обычными чувствами любви и ненависти, по­нятиями о добре и зле. «Все люди друг на друга похожи», — говорит Базаров и добавляет, что разница между умным и глупым как между «больным и здоровым». Рассуждая об ок­ружающей действительности, герой делает вывод: «Исправь­те общество — и болезней не будет». Как видно из этих слов, материализм Базарова сродни утопизму: кардинальное пре­образование общества, всеобщее счастье — вот предел стрем­лений героя. Несомненно, Базаров — сильная, цельная лич­ность, однако его бунт против жизни оборачивается торжеством этой жизни над ним самим.
[sms]
В начале романа герой строго придерживается принципа отрицания, подшучивая над своим младшим другом Аркади­ем Кирсановым за его излишнюю чувствительность. Базаров не может понять восхищения Аркадия перед его дядей, Пав­лом Петровичем Кирсановым, подчинившим всю свою жизнь любви к женщине. Все это — «аристократизм», счита­ет Базаров, и в споре с Павлом Петровичем не удостаивает его даже ответом, говорит нехотя, всем своим видом выказывает презрение, но презрение не столько к конкретному человеку, сколько к типу дворянина, бесполезно тратящего силы души на бестолковое чувство. Тем не менее умение любить, любить страстно, любить самозабвенно — черта сильной натуры, и Базаров не может интуитивно не чувствовать этой силы в Павле Петровиче. Вот почему уже «больной» любовью, уже сомневающийся герой не отказывается от «смешной» дуэли.

Итак, герой должен был полюбить, должен был пройти через это испытание, но полюбить кого? Какую-нибудь эман­сипированную женщину вроде Кукшиной, эту пародию на женщину вообще? Мы видим, что в начале романа герой де­лит женщин на два разряда: на тех, от которых можно до­биться «толку», и тех, от которых добиться «толку» нельзя, а нельзя — так и не надо.

Анна Сергеевна Одинцова, единственная достойная База­рова женщина, принадлежит ко второму разряду, но герой не может от нее отказаться. То странное, что происходило в нем, что «бесило» его, что заставляло с еще большим жаром отрицать все романтическое, называть любовь «белибердой», на самом деле и было зарождением настоящего чувства, стра­сти, огонь которой поглотит его целиком. Но Анна Серге­евна — человек из другого круга, она притягательна для Базарова, разночинца, внука дьячка, именно своей недости­жимостью, своим дворянским происхождением, своими безупречными манерами, своим строго заведенным распо­рядком, своей барской ленью и любовью к комфорту.
 
И лишь одно в Одинцовой не сразу открылось герою — неспособность любить. Она выбрала покой, выбрала комфорт, а вовсе не бе­шеную страсть базаровской любви. Огонь страсти испугал Анну Сергеевну. Впрочем, испугал он и Базарова. Герой бе­жит, его побег — попытка борьбы, но не с Одинцовой, а с са­мим собой, с той бездной жизни в себе, которая, несмотря на его отрицание, взяла верх.

Возвращение к родителям не спасает героя, не дает ему столь желаемого покоя. Напротив, здесь в нем еще настойчи­вее звучит «романтик», и бешеную злобу на эту свою сла­бость Базаров срывает на близких, любящих его людях. И вновь герой бежит, он возвращается в усадьбу Кирсано­вых, туда, откуда началось его путешествие, где, таким обра­зом, замыкается первый круг.

Свою страсть Базаров пытается заглушить работой: вер­нувшись к Кирсановым, он будто бы вернулся к себе самому, еще здоровому, цельному, не знающему сомнений. Здесь он как будто бы вновь следует вышеназванному принципу отно­шения к женщинам, стараясь добиться «толку» от Фенечки, любимой дворовой Николая Петровича, матери его сына. Но и Фенечка расположена к герою. Она видит в Базарове равно­го себе, видит в нем участие к сыну, помощь. Фенечка бес­хитростна в своих чувствах: она искренне любит Николая Петровича, но тот навсегда останется барином, а Базаров — равный, Базаров — друг. Она не чувствует вины за их неча- янный поцелуй, свидетелем которого стал Павел Петрович. Й все же увлечение Фенечкой — это попытка забыть Одинцо­ву, уйти от себя, справиться с взбунтовавшейся жизнью.

Любовь принесла Базарову не только страдание, но и со­мнение. Мысли героя уже не так ясны и прозрачны, в нем cap мом теперь множество вопросов, увы, неразрешимых.

Дуэль с Павлом Петровичем — опасная и глупая шутка, но Базаров больше не дорожит жизнью, он узнал, что и его сломать можно, да и кто сломал? Женщина! Его отрицание оказалось зыбкой оболочкой, за которой герой спрятал свое горячее романтическое сердце.

Близость смерти отрезвляет Евгения: прежнее раздраже­ние на собственную глупость заставляет его вновь уехать. Презрительное «барчуки», брошенное Базаровым, показыва­ет, что горячка уже прошла, он возвращается к себе, пусть уже без прежней уверенности.

В очередной раз герой посещает усадьбу Анны Сергеевны Одинцовой, где в это время торжествует Аркадий, влюблен­ный в младшую сестру Одинцовой Катю. Романтическое, земное, чувственное победило в Аркадии, не вызвав внутрен­него сопротивления в душе молодого человека. Его любовь искренна, тепла, но не горяча. Аркадия ожидает счастливая семейная жизнь — без подвигов, без борьбы, но и без страда­ния, без боли.

Базаров внешне легко прощается со своим другом, но в его словах звучит горечь сознания, что никогда ему не стать таким, как Аркадий, никогда ему не стать счастливым. Евге­нию кажется, что его ждет долгая и безрадостная жизнь, но жизнь в который раз его обманывает.

Смерть, подкравшаяся к нему вдруг, случайная, нелепая смерть поставила точку в жизни, потерявшей смысл. База­ров забывается, он пытается участвовать в событиях, проис­ходящих вокруг, занимается лечением, но жизнь больше не интересует его в прежней степени. В последние свои часы ге­рой смиряется, он принимает и суеверие своих родителей, и собственную слабость перед смертью, и бесконечную силу любви. Одинцова навещает Базарова перед смертью, но это скорее милостыня барыни, нежели искреннее чувство.

Выдержал ли Базаров испытание любовью? И да и нет. Любовь в нем победила отрицание, но, победив, сломала, по­качнула уверенность, лишила желания жить.[/sms]
28 ноя 2007, 13:48
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.