Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Базаров и Аркадий в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Сочинение: Базаров и Аркадий в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Сочинение: Базаров и Аркадий в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» В названии своего романа Иван Сергеевич Тургенев обо­значил основную оппозицию, которая станет центральной темой всего произведения, — это конфликт поколений «от­цов» и «детей», вечный, неразрешимый конфликт. Каждое последующее поколение стремится начать жизнь заново, правильнее, мудрее, нежели это делали их предшественни­ки. Но приходят новые поколения, и вот уже они с надменно­стью смотрят на завоевания «отцов», противопоставляя соб­ственные знания о мире привычному опыту старших...

Но так ли отлично поколение «детей» от поколения «от­цов»? Так ли единодушны «дети» в стремлении свергнуть все старое и построить новое? Так ли сильны в своем намерении жить по-новому и, несомненно, лучше?

В романе мы встречаемся с двумя главными представите­лями нового поколения — Евгением Базаровым и Аркадием Кирсановым. Но эти молодые люди имеют между собой едва ли не больше различий, чем существует различий между ними и предшествующим поколением, представителями ко­торого по замыслу автора являются братья Николай и Павел Петрович Кирсановы.

Повествование начинается с описания встречи отца и сына Кирсановых, а также с представления Аркадием База­рова. Его поведение, черты лица и одежда выдают в нем чело­века невысокого происхождения, но умного, образованного, знающего себе цену и ценящего собственную независимость. Автор пишет: лицо его «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Кирсанов-сын характери­зует своего друга как «чудесного малого» и очень «просто­го», однако в манере держаться Базарова есть что-то вызы­вающе независимое, подчеркнуто сдержанное.

С первых страниц становится понятно, что Аркадий поко­рен Базаровым, который стал для него не просто старшим то­варищем, но и учителем, наставником.
[sms]
На вопрос дяди: «Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое?» — молодой Кирсанов с гордостью отвечает: «Он нигилист». Видимо, эта философия так привлекает молодого романтика, что, не вполне вникнув, он яростно защищает по­зиции нигилизма от нападок со стороны Павла Петровича, англомана и аристократа, в высшей степени джентльмена. Однако нигилизм в представлении Аркадия куда менее воин­ствен, нежели нигилизм его друга Базарова.
 
Молодой Кирса­нов видит в отрицании всего лишь нравственную опору для опровержения прежнего и строительства нового: «не прини­мает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров выражается куда более революционно: прежде чем строить, «сперва нужно место расчистить». «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицать — мы отрицаем». Отрицание Базарова граничит с цинизмом, но высказанное им желание «ничего не делать» и «только ру- гаться» проистекает не от высокомерной лени, а от сознания бесполезности каких бы то ни было единичных действий. В Базарове сочетаются и великая любовь к русскому народу, и глубочайшее презрение к его невежественности, и боль за невозможность вытащить народ из нищеты, из суеверия и бо­лезней.

Отличия между героями проявляются не только в силе их убежденности или в лидерских качествах. Молодые люди по-разному видят окружающий их мир. Кирсанов — романтик, чувствительная натура, он любит музыку и поэзию, не чужд мечтательному созерцанию природы, пустому философство­ванию. Он любит и ценит искусство, способен получать эсте­тическое наслаждение от чтения Гейне, однако он старается побороть эту сторону своей натуры, подчиняясь рациональ­но-логическому началу, которое видит в Базарове и которое столь ему нравится.

Базаров, напротив, противник всяческого «романтизма», излишней чувствительности. Природа для него — «мастер­ская», и, как настоящий работник, он терпеливо трудится, анатомируя лягушек, гусениц, жуков.

Столь же по-разному герои проявляют себя в любви. На пути их встречаются две женщины, сестры, но оба друга вна­чале выбирают лишь одну, старшую, Анну Сергеевну Один­цову. Лишь после знакомства с ней Аркадий понял, что и его другу не чуждо человеческое: Аркадий «с тайным удивлени­ем заметил, что он (Базаров) как будто бы сконфузился». В отношении обоих молодых людей к героине проявились скрытые стороны их натуры. Аркадий позволил себе влю­биться, и это чувство не показалось ему чем-то странным, оно было не противно его натуре, однако это чувство не стало страстью, прошло легко и быстро сменилось другой любо­вью — к младшей, Кате. Аркадий был создан для этого чув­ства, для тихого спокойного счастья, ровно так же, как База­ров для него создан не был.

Любовь Базарова — страсть, пожирающая не только его, но и объект любви, это разрушительное, а не созидательное чувство, как в случае с Аркадием и Катей. Сила его любви вызывает страх в Анне Сергеевне, холодной эгоистке, не спо­собной на ответное чувство, но так же страх присутствует в нем самом. Он отрицает, злится на эту свою слабость, но ни­чего не может поделать. Сильная натура, он остался верным себе и в поражении, сумев подчинить воле проявление собст­венного чувства. Но сторона, которую Базаров презирал, ко­торую назвал «романтизм», в нем оказалась куда более силь­ной, нежели в чувствительном Кирсанове.

Аркадий с легкостью простился со старыми убеждения­ми, простился с нигилизмом Базарова, с его воинственным отрицанием, и отдался в руки любимой женщины так же просто и естественно, как если бы всю жизнь так поступал. В молодом Кирсанове нет стержня, который бы определял его характер, но потому он и менее уязвим. Базаров же, на­против, потерпев неудачу в любви, потерял самое главное — уверенность, отсутствие сомнений в правильности своих дей­ствий. Смыслом жизни для Евгения была работа — он пере­стал работать. Смыслом жизни было отрицание — он при­знал иную, помимо разума, силу.

В итоге — закономерный финал для двух жизней: Арка­дий Кирсанов станет счастливым мужем, помещиком и ум­рет в старости, окруженный внуками, Базарова же ждет не­лепая смерть, увы, вне окончательного примирения с жизнью, которую он отрицал.

В последние часы перед смертью он будет думать о люби­мой женщине, чью силу над собой он чувствовал почти так же, как и власть чувства. Лишь при взгляде на умирающего Базарова Анна Сергеевна постигает всю силу любви героя, но ничего не может ответить.

«Гигант», как сам себя называет Базаров, оказался «по-лураздавленным червяком», огромная сила пропала втуне.

Итак, новое поколение, к которому относятся Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, потерпело поражение. Им не­чего было противопоставить «отцам», и потому один из них, Базаров, потерял жизнь, а второй, Аркадий, согласился с принципами «отцов».[/sms]
28 ноя 2007, 13:15
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.