Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Лирические отступления и их роль в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Сочинение: Лирические отступления и их роль в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Сочинение: Лирические отступления и их роль в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»В лирических отступлениях, как и во всей поэме, Гоголь предстает как писатель-реалист: лирические отступления позволили автору высказать свое отношение к героям, оха­рактеризовать общество и создать образ «живой души» — России. Гоголь был убежден, что в условиях современной ему действительности идеал и красоту жизни можно выра­зить только через отрицание безобразной действительности. Лирические отступления не уводят от основной мысли, а лишь еще более углубляют ее. Мысли автора о высоком на­значении человека, о судьбе Родины и народа здесь противо­поставлены мрачным картинам русской жизни.

Кроме того, лирические отступления — необходимый жанрообразующий элемент поэмы: именно в них автор при­водит обобщения эпического характера (например, о живой душе русского народа, которая воплощается в его языке), раскрывает свою душу (например, лирическое отступление об утрате искренности и непосредственности восприятия в начале б-й главы).

Очень много размышлений автора «рассыпано» по всей поэме. Гоголь иронически рассуждает о «толстых и тонких» представителях дворянства, о «господах большой руки и средней руки», о «тонкостях» обращения с людьми разного типа, о языке дам города N, о читателях высшего сословия, о человеческих страстях, о метко сказанном русском слове и русской песне.

Приведем некоторые примеры. Первое лирическое отсту­пление — «о толстых и тонких» — необходимо автору для до­полнительной характеристики главного героя, Чичикова, цель жизни которого и состояла в том, чтобы перейти в раз­ряд «толстых» (а он был «ни толст, ни тонок»). Лирическое отступление, характеризующее тонкости обращения («муха и Прометей»), не только вносит дополнительные оттенки в образ Чичикова, но рисует нравы целого общества: в России с помещиком, у которого двести душ, говорят иначе, чем с тем, у которого их триста.
[sms]
Чичиков разговаривает с Коробоч­кой не так, как разговаривал с Маниловым: здесь он не цере­монится, поминает черта, стучит кулаком по столу. В этом проявляется очень плохая черта, характеризующая не толь­ко Чичикова, но и общество в целом. Общаясь с подчиненны­ми и с людьми невысокого социального статуса, правитель канцелярий «высматривает орлом, выступает плавно, мер-. но». Но, по мере приближения к кабинету начальника, орел превращается в куропатку. Такая же метаморфоза происхо­дит с Чичиковым: из любезного и приятного в обращении со­беседника он превратился в человека грубого и требователь­ного.

Немало пошлого, нелепого видит автор в заседаниях чи­новников. Он очень тонко высмеивает всю эту пошлость: «В собравшемся на сей раз совете очень заметно было отсут­ствие той необходимой вещи, которая в простонародье назы­вают толком».

Размышляя о роли писателя и его творчестве, Гоголь, признавая «сладкое обаяние романтических произведений», сам избирает другую судьбу: судьбу писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь». Писатель второго типа подвержен гонениям за сатирическое отражение действи­тельности. Лирическое отступление о двух путниках и о двух типах писателей раскрывает точку зрения самого Гоголя на реализм и сатиру: художник, пишущий правду, обречен на одиночество.

Вершины мастерства достигает Гоголь, давая авторскую оценку своим героям. Например, Плюшкину, который сме­шон в своем засаленном халате, с чулком на шее, похожий на ключницу. При виде этой «прорехи на человечестве» сам пи­сатель не в силах сдержать слез. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так изме­ниться!» — восклицает он. Дополнительные характеристики в образ Плюшкина вносит лирическое отступление в начале 6-й главы. Здесь автор предостерегает о возможной утрате жизненных сил души и вспоминает о своем детстве. Когда-то, в юности, все занимало его живое воображение: и лавоч­ки, и проезжающий мимо чиновник, и дома странной архи­тектуры. Внимание к жизни сменилось равнодушием и апа­тией, то есть живая душа оказалась утраченной...

Гоголь обращается к читателям с призывом сохранять с юношеских лет «всечеловеческие движения». Это лириче­ское отступление не случайно помещено в начало 6-й главы. Плюшкин — единственный помещик, у которого когда-то была живая душа, которую он утратил. В лирическом отсту­плении слышатся размышления автора о необходимости бе­речь силы души, чистоту восприятия, интерес к окружающе­му миру: «О моя юность! о моя свежесть!»

Главный герой поэмы — не Чичиков, а русский народ. Го­голь говорит о меткости и силе русского слова: «Выражается сильно русский народ!». Прозвища закрепляются за челове­ком на всю жизнь, потому что содержат очень точные харак­теристики: даже имени Плюшкина соседские крестьяне не знают, им известно только малоприличное, но меткое про­звище! По мнению Гоголя, в языке народа отражена «живо­творящая способность души», у каждого народа — свое ело- во, которое выражает его внутреннюю суть. «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко бы так вырвалось из-под самого сердца, как метко сказанное русское слово!»

Одним из самых важных является лирическое отступле­ние о России, помещенное в начало 11-й главы. Русь в описа­нии Гоголя поражает своей двойственностью. С одной сторо­ны, она бесприютна и бедна, нет в ней ни красивых пейзажей, ни причудливых арок, ни виноградников... С дру­гой стороны, это неохватные просторы, где звучит вольная песнь и рождается свободный и сильный духом человек: «Здесь ли не быть богатырю?» Русь превращается в чудную даль, манящую автора к себе.

Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лириче­ский образ народной России, о которой Гоголь пишет с любо­вью и восхищением. За страшным миром помещичьей и чи­новничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед трой­ки, воплощающей в себе силы России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?...» Именно Рос­сия, заставляющая «другие народы и государства» давать ей дорогу, а не Россия маниловых, собакевичей и Плюшкиных является идеалом Гоголя. Автор с любовью говорит, что «птица-тройка», летящая по необъятным просторам русской земли, «могла родиться только у бойкого народа».[/sms]
28 ноя 2007, 10:39
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.