Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова

Сочинение: Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова

Сочинение: Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М.Ю. ЛермонтоваТворчество М.Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень непростую, как называют ее истори­ки, — «эпоху безвременья». Так называют время, Когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформиро­ваться. В тридцатых годах этой ушедшей идеей была идея «декабризма». Третье десятилетие XIX века — это время ни­колаевской реакции, когда всякое свободомыслие пресека­лось. Лермонтов, будучи поэтом, а следовательно, человеком, который обостренно воспринимал действительность, ощущал мрачность своего времени. Переживания за судьбу своего поколения он выражал в стихах. Также в своем твор­честве Лермонтов обращался к темам любви, Родины; в его стихотворениях звучат романтические мотивы. Но я думаю, что одним из главных вопросов, поднимаемых поэтом в твор­честве, является тема судьбы поколения, на которой можно остановиться подробнее.

Тема судьбы поколения присутствует во всем творчестве Лермонтова, в том числе и в лирике. Ключевым для понима­ния данной проблемы является стихотворение «Дума». Сле­дует обратить внимание на название произведения, так как оно определяет жанр: дума — размышление. Интересно, что в этом стихотворении Лермонтов не обличает кого-либо, а лишь рассуждает, размышляет.

Вторая особенность текста — это использование личных местоимений 1-го лица множественного числа («наше», «мы»). Несмотря на то что Лермонтов дает объективную кар­тину действительности и в первой строчке определяет свое отношение к поколению: «Печально я гляжу на наше поко­ленье!» — поэт и себя тоже причисляет к нему, так как чело­век не может быть свободен от общества. Исходя из этого сти­хотворения можно составить портрет поколения, которое характеризуется словами «бездейственное», «бесплодное», « бесцельное », « бесполезное ».
[sms]
В начале стихотворения Лермонтов рассуждает о про­шлом, настоящем и будущем своего поколения. Оно не нау­чилось на ошибках предков, их настоящее — это «ровный путь без цели», а будущее — «иль пусто, иль темно». Такое отношение к действительности порождает нравственное рав­нодушие, и соответственно, человек с одинаковым безразли­чием совершает как добрые, так и злые поступки. Кроме того, Лермонтов подчеркивает, что люди не могут найти себя ни в чем: ни в науке, ни в искусстве. Любые ценности оказы­ваются для них никчемными. Ключевой фразой стихотворе­ния, определяющей суть поколения, являются слова: «И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови». И самое ужасное, по мнению Лермонтова, что поколение пройдет по миру, не оставив никакого следа. В конце стихотворения поэт выносит своего рода приговор:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.


Бели и останется какая-то память, то она будет негатив­ной. В будущем порвется связь времен, и Лермонтов видит в этом катастрофу для своего поколения.

Но более резкая характеристика дана обществу в стихо­творении «Как часто, пестрою толпою окружен...». Лермон­тов описывает конфликт между лирическим героем и обще­ством, между мечтой и действительностью.

В стихотворении возникает портрет общества: «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски». Образ мас­карада характерен для Лермонтова, с ним у поэта ассоцииру­ется общество: «бестрепетные руки», «холодные руки» —та­кова реальная картина общества. Лирический герой считает мечту избавлением, уходит в нее; мечта — это Родина, при­рода, детство, гармония: «Люблю мечты моей созданье...» Но, когда лирический герой возвращается к реальности, еще острее воспринимается несоответствие действительности мечте и еще сильнее разочарование лирического героя:

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник нёзванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..


Эти строки говорят о том, что лирический герой готов вступить в открытый конфликт и оружием для него является слово—«железный стих».

Но, естественно, тема судьбы поколения связана с темой поэта и поэзии, тем более что Лермонтов ощущает, что поэт в этом мире и обществе не нужен.

Обратимся к стихотворению «Пророк», которое является ключевым для понимания образа поэта. С одной стороны, сти­хотворение связано с одноименным стихотворением А.С. Пуш­кина; и в самом деле, «Пророк» Лермонтова начинается с того места, где заканчивается произведение Пушкина. С дру­гой стороны, Лермонтов, так же как и Пушкин, считает, что поэт — это пророк. Однако, выполняя свою миссию, поэт Лермонтова вступает в конфликт с толпой, но если у Пушки­на стороны просто расходятся, не поняв друг друга, то у Лер­монтова толпа становится агрессивной: она не просто не при­нимает поэта, а полностью его отвергает, и поэт становится изгоем. Он уходит туда, откуда пришел, то есть в пустыню, и только на фоне природы ощущает гармонию:

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.


Там он находит связь между собой и природой. Лермон­тов подчеркивает безнадежность ситуации, показывая, как «старцы» учат детей не быть похожими на поэта. Они счита­ют поэта отрицательным примером. И следовательно, новое поколение вырастет с такими же принципами, с таким же от­ношением к поэту:

Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Эти строки демонстрируют то презрение, с которым толпа относится к поэту.

Такое положение поэта в обществе еще раз доказывает, что слово, поэзия служат оружием.

Тематика вопросов в лирике Лермонтова схожа с пробле­мами, которые поднимали другие поэты в своих стихотворе­ниях. Но на взгляды Лермонтова очень повлияла «эпоха без­временья», которая и сформировала их. Новаторство лирики поэта проявляется в осмыслении тем судьбы поколения и по- эта и поэзии. Сравнивая строки Лермонтова с пушкинскими стихотворениями, читатель может увидеть, как изменились взгляды на поэзию не только у поэта, но и у общества. Лири­ка Лермонтова, как и любого творца, отражает эпоху, взгля­ды и проблемы, которые ее характеризуют. Я думаю, именно поэтому стихотворения Лермонтова о судьбе поколения на­полнены искренним беспокойством за будущее поколения, за будущее России.[/sms]
28 ноя 2007, 09:54
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.