Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Время и люди в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»


Сочинение: Время и люди в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Сочинение: Время и люди в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы советской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия действительности 1930-х годов. Это нашло свое отражение в повести «Собачье сердце». Главная тема произве­дения — дисгармония, доведенная до абсурда, возникшая вследствие вмешательства человека в законы природы.

Вечная проблема в России — взаимоотношения интелли­генции и народа. Какова роль интеллигенции, каково ее учас­тие в судьбах страны — над этим и заставил задуматься чита­теля автор повести в далекие 1920-е годы. В произведе­нии элементы фантастики сочетаются с бытовым фоном. Профессор Преображенский — демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято хранит традиции студентов Московского университета: слу­жить науке, помогать человеку и не навредить ему, дорожить жизнью любого человека — хорошего и плохого. Его помощник доктор Борменталь благоговейно относится к своему учителю, восхищается его талантом, мастерством, человеческими каче­ствами. Но, пожалуй, в нем нет той целостности, того святого служения идеям гуманизма, какие мы видим у Преображен­ского. Борменталь способен применить силу, если это нужно для пользы дела.
[sms]
И вот эти дви человека совершают невиданный в мировой науке эксперимент — пересаживают бродячему псу гипофиз человека. Результат получился с научной точки зрения неожи­данный и феноменальный, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным последствиям. Сформированное та­ким образом существо имеет облик своего человеческого доно­ра — Клима Чугункина — уголовника, трактирного балалаеч­ника, пьяницы и дебошира, убитого в драке. Этот гибрид груб, неразвит, самонадеян и нагл. Он во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может по­нять, что для этого надо проделать путь долгого духовного раз­вития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, ов­ладение знаниями.

Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют су­щество) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета гал­стук, а в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен. Он при помощи председателя домкома Швондера прописывает­ся в квартире Преображенского, требует положенные ему «ше­стнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом сожительницу. Он считает, что повышает свой идейный уро­вень: читает книгу, рекомендованную Швондером, — переписку Энгельса с Каутским.

С точки зрения Преображенского все это блеф, пустые по­туги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию. Но с точки зрения Швондера и ему по­добных Шариков является вполне подходящим для того обще­ства, которое они с таким пафосом и упоением создают. Его да­же берут на работу в государственное учреждение, делают пусть небольшим, но все-таки начальником. Для него же это значит не только преобразиться внешне, но и получить власть над людьми. Так оно и происходит. Он теперь одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжа­ется судьбой бедной девушки-секретарши.

Поначалу профессор Преображенский все-таки не оставля­ет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эво­люцию, постепенное развитие личности новоиспеченного «ин­дивидуума». Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле вся жизнь профессора превра­щается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье; Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего до­ма. А что способны натворить Шариковы, если дать им в жиз­ни полную волю?

Так благие намерения Преображенского оборачиваются тра­гедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешатель­ство в природу человека и общества приводит к катастрофиче­ским результатам. В повести профессор исправляет свою ошибку — Шариков снова превращается в пса. Он снова дово­лен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные экспе­рименты необратимы. И Булгаков провидчески предупреждал об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — вот глав­ная угроза и нашего нынешнего времени. Именно поэтому по­весть, написанная в начале XX века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколени­ям. Сегодняшний день так близок ко дню вчерашнему™ На пер­вый взгляд кажется, что внешне все изменилось, что страна стала другой. Однако сознание, его стереотипы, образ мышле­ния людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет — сменится не одно поколение, прежде чем Шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмерт­ном произведении.[/sms]
26 ноя 2007, 10:42
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.