Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Сочинение: Своеобразие лирики В. Л. Пастернака


Сочинение: Своеобразие лирики В. Л. Пастернака

Сочинение: Своеобразие лирики В. Л. ПастернакаПоэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве — богатстве звуков и ассоциаций, ко­торые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия Пастернака — это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника и талантливой пианистки. Известна любовь Бориса Пастернака к музыке — ему даже прочили композиторское бу­дущее, но смыслом его жизни стала поэзия.

Первые публикации его стихотворений относятся к 1913 го­ду. В следующем году выходит первый сборник поэта «Близ­нец в тучах». Пастернак входил в небольшую группу поэтов «Центрифуга», близкую к футуризму, но попавшую под влия­ние символистов. К своему раннему творчеству он относился критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал.
[sms]
Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отноше­ние к поэзии как к напряженной работе, требующей полной са­моотдачи:

Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — времени заложник
У вечности в плену.
 
Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенности его таланта, которые полностью раскрылись позже: поэтизация «прозы жизни», внешне неярких фактов, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти:

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
 
Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выра­жения — чем меньше слово было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ранние стихотворения Пастернака после первого прочтения могут остаться непонятыми. Для того чтобы вник­нуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение написанных им слов. А к их выбору Пастернак отно­сился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали «затертые» поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие слова, ред­кие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей.

Своеобразие стихотворного стиля Пастернака состоит также в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения:

В посаде, куда ни одна нога
Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе,
Где и то, как убитые, спят снега...
                                                   («Метель»)

Но какую экспрессивность придает такой синтаксис поэти­ческому тексту! В стихотворении «Метель» речь идет о путни­ке, заблудившемся в посаде, о метели, усугубляющей безыс­ходность его пути. Душевное состояние путника передают обычные слова, но само чувство тревоги, растерянности звучит в том необычном ритме стихотворения, который придает ему своеобразный синтаксис.

Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помога­ют описываемому поэтом образу раскрыться именно так, как он его видит. В стихотворении «Старый парк» сказано, что «кара­ющих стай девятки разлетаются с дерев». А далее находим та­кие строчки:

Зверской боли крепнут схватки,
Крепнет ветер, озверев,
И летят грачей девятки,
Черные девятки треф.

Образный ряд этого стихотворения глубже, чем может пока­заться на первый взгляд. Поэт использует здесь трехчленное сравнение: грачи — девятки треф — самолеты. Дело в том, что стихотворение написано в 1941 году, в пору, когда не названные в нем самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей. В сложных ассоциативных рядах — своеобразие поэзии Пастернака.

М. Горький писал по этому поводу Пастернаку: «Много изумляющего, но часто затрудняешься понять связи ваших об­разов и утомляет ваша борьба с языком, со словом». И еще: «Иногда я горестно чувствую, что хаос мира одолевает силу ва­шего творчества и отражается в нем именно как хаос, дисгар­монично». В ответ Пастернак писал: «Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану». В зрелой лирике поэта действительно есть ясность выражения, сочетаю­щаяся с глубиной мысли:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.

Произошедшая эволюция была естественным путем худож­ника, желающего во всем дойти «до самой сути». Постижение духовного мира человека, законов развития общества, приро­ды является главным в творчестве Бориса Пастернака. Многие его стихи служат поводом для раздумья над вопросами жиз­ненного устройства. Вот, к примеру, отрывок из стихотворения «Вокзал»:

Вокзал, несгораемый ящик
Разлук моих, встреч и разлук,
Испытанный друг и указчик,
Начать — не исчислить заслуг.
Бывало, вся жизнь моя — в шарфе,
Лишь подан к посадке состав,
И пышут намордники гарпий,
Парами глаза нам застлав.
Бывало, лишь рядом усядусь —
И крышка. Приник и отник.
Прощай же, пора, моя радость!
Я спрыгну сейчас, проводник.

Живописная и звуковая выразительность стиха, индивиду­альная неповторимость образной системы — таковы характер­ные особенности поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и талантливый художник, и умный собеседник, и поэт-гражда­нин. Известно, что его творческий путь был нелегким: его осуждали, травили (после написания романа «Доктор Живаго»). В те дни Пастернак напишет:

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Признанием большого литературного таланта Бориса Пас­тернака явилась присужденная поэту в 1958 году Нобелевская премия «За выдающиеся заслуги в современной лирической по­эзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Тог­да Пастернака вынудили отказаться от этой премии. В 1989 го­ду она была возвращена поэту посмертно. Можно с увереннос­тью сказать, что литературное наследие Бориса Пастернака имеет важное значение не только для русской, но и для миро­вой культуры.
[/sms]
26 ноя 2007, 10:22
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.