Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Сочинение: Основные мотивы поэзии А. Ахматовой


Сочинение: Основные мотивы поэзии А. Ахматовой

Сочинение: Основные мотивы поэзии А. АхматовойТворчество великого художника — реалиста ли, модернис­та — заключает в себе целый мир, все бытие в его многообра­зии. Однако всегда существуют какие-то наиболее общие, уни­версальные темы и образы, присущие произведениям того или иного автора. Так и творчество А. Ахматовой в целом опреде­лено рядом основных идей и мотивов, нашедших свое развитие в ее стихах.

Пожалуй, для меня Ахматова, прежде всего, певец любви — того «высокого и огненного чувства», которое Анна Андреевна считала властелином мира (некогда еще Шекспир сказал: «Лю­бовь и голод правят миром»). Тему любви Ахматова разрабатыва­ет по-своему, не так, как ее великие современники. У нее нет ни мистических прозрений, ни социальной обусловленности любов­ных конфликтов: первое характерно для поэзии Блока, второе — для творчества Маяковского. В лирике же Ахматовой драматизм страсти основывается на отношениях двух характеров, психоло­гическом подходе. Воссоздавая в стихах женскую сущность, она избегает абстракций, символичности, философских и социальных обобщений: любовная лирика Ахматовой реалистична и психоло­гична в лучших традициях русской классической литературы. Любовь — чувство, которое определяет для героини смысл жиз­ни, ее ход; оно — естественное состояние человеческого сердца. Оно — «роковое душ слиянье» и их «поединок роковой», говоря словами Тютчева. Оно — боль и мука, для описания которых поэт прибегает к почти натуралистическим деталям:
[sms]
От любви твоей загадочной,
Как от боли, в крик кричу.
Стала желтой и припадочной,
Еле ноги волочу.
 
Вспоминаются строчки Маяковского:

Яж
навек
любовью ранен —
еле-еле волочусь.

При этом в отличие от Маяковского, от Цветаевой Ахматова была очень сдержанна в своих стихах. Они горят неким внут­ренним огнем, позволяющим только предположить подлинную силу и глубину страсти. С темой любви неразрывно связана те­ма женской гордости и независимости. Несмотря на всепогло­щающую силу чувства, героиня отстаивает свое право на внут­реннюю свободу, индивидуальность:

Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти...

Мысль о покорности, подчинении любимому человеку чужда героине:

Тебе покорной? Ты сошел с ума!
Покорна я одной Господней воле.

Любовь и творчество, страсть и предназначение часто воз­никают в лирике поэта как враждующие стороны. Их сложные взаимоотношения описываются следующим образом:

Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.

Поэтической душе невыносимо любовное молчание, и по­тому она поет.
 
Избранник сердца может отказаться от ее глаз, но —
Всю жизнь ловить он будет стих,
Молитву губ моих надменных.

Лирическая героиня поэзии Ахматовой — тоже поэт. И, как у каждого поэта, у нее есть своя Муза. Ее Муза — родная сест­ра дантовской и шекспировской, это муза-иностранка; она — подруга и соперница, неумолчный глас совести и нежная небо-жительница.

В своих стихах Ахматова часто развивает тему поэзии как пути служения миру, людям — пути зачастую неблагодарного и тягостного:

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.

Гражданские мотивы органично входят в творчество поэта, их наличие вытекает из представления Ахматовой о высоком предназначении поэзии. Поэзия не только сладкий дар песнопе-нья, но и «веление небес», тяжелый крест, который нужно нести достойно. И потому поэт всегда обречен быть в гуще жизни, в центре событий, какими бы трагическими они ни были:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Побег, отступничество от своей страны, от своего народа, от своих идеалов — поступки, недостойные «скорбного духа» поэзии.

Образ женщины, ее назначение, судьба женщины-поэта — таковы проявления «женской» темы в творчестве Ахматовой. У нее уникальное положение в русской литературе — положение первой женщины-поэта (не поэтессы, а именно поэта). И сама она осознавала этот свой удел — быть первой, и потому в ее лирике «женская» тема является едва ли не доминирующей, Ахматова не просто научила «женщин говорить», выразив в своем творче­стве женскую душу, — она целенаправленно разрушала веками складывавшийся образ иконы, «гения чистой красоты»:

Нет, царевич, я не та,
Кем меня ты видеть хочешь,
И давно мои уста
Не целуют, а пророчат.

Мир стихов Ахматовой — это мир, откровенно, открыто дан­ный с позиции женщины, чья натура изменчива и противоречи­ва. Это мир, который измеряется глубиной личных чувств героини. В подобном подходе для поэта — особая сила и полнота восприятия, а не его узость. Следует отметить, что сама Ахма­това была способна объективно и даже с иронией отнестись как к своей роли женщины-поэта, так и к особенностям женской природы в общем:

Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви прославить?
Я научила женщин говорить...
Но, Боже, как их замолчать заставить!

Санкт-Петербург, духовная родина Ахматовой, стал неотъ­емлемой частью ее творчества. Ее поэзия — поэзия петербур-жанки, строгая, классически соразмерная, родственная самой архитектуре города с его торжественностью, симметричностью и строгостью линий. Стихи Ахматовой неотделимы от Летнего сада, от белых ночей и невских набережных:

Как площади эти обширны,
Как гулки и круты мосты!

Для любимого города у нее множество эпитетов — порою противоречивых: дикий, мрачный, священный, холодный, стра­дальческий, туманный, спокойный, строгий Петербург, а затем Ленинград — неизменно присутствующий в ее поэзии фон, пространство, где живут любовь и ненависть, измена, разлука, радость, кровь.

Таким представляется мне поэтический мир Ахматовой. Своеобразие ее стихов, своеобразие трактовки в них тех или иных традиционных мотивов обусловлено во многом творческой индивидуальностью автора, сплавившей воедино великую тра­дицию русской поэзии XIX века и искусство новейшей эпохи. Она внесла свое понимание в такие темы, как любовь, творчест­во, женская душа, патриотизм. При этом внутреннее душевное богатство и огромный поэтический дар позволили ей явить из глубин своего «я» целостную и универсальную картину мира и человека в нем. Определив любовь как центр мира и смысл жизни, Ахматова тем самым вовсе не ограничивает свое творче­ство — все его мотивы и образы замечательным образом оказы­ваются связанными друг с другом и с четко обозначенным цен­тром. Ее лирика — ярчайший пример поэзии настоящего мас­тера и действительно великого человека.[/sms]
24 ноя 2007, 15:05
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.