Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинения: Социальные мотивы в лирике А. Блока

Сочинения: Социальные мотивы в лирике А. Блока

Сочинения: Социальные мотивы в лирике А. БлокаПоэтическое творчество А. Блока — одного из величайших поэтов в истории русской лирики — было насыщено духом со­временной ему эпохи, противоречивой, тревожной, пронизанной ощущением близкой катастрофы. Его поэзия стала воплощением духовных исканий русской интеллигенции того времени, разоча­рованной в вековых идеалах, ненавидящей настоящее, жажду­щей обновления. Надо сказать, что герой ранних произведений Блока, к примеру, цикла о Прекрасной Даме, предстает несо­мненным индивидуалистом, далеким от жизни общества. Возвы­шенная любовь к идеальной деве не оставляет места для поли­тических страстей. Но затем, сформировавшись как поэт, Блок открыл для себя мир внешний, мир «бурь и тревог» своего вре­мени — ибо настоящий художник не может стоять в стороне от жизни, не может быть вне времени и вне пространства.

По словам самого Блока, чувства каждого истинного поэта, а значит, и вся его поэзия, вплоть до ритма и размера его сти­хов, «внушены его временем». Стихи самого, казалось бы, от­влеченно-символического характера часто обусловлены собы­тиями жизни.
[sms]
«Все ли спокойно в народе?» — так, в форме вопроса, звучит название одного из ранних стихотворений Блока. Народ неспо­коен — он «власти не хочет», он говорит «о новой свободе». Нео­пределенность, неясность, условность поэтической ситуации от­ражают характерную для Блока поэтику символизма. Эти стихи еще нельзя отнести к собственно гражданской лирике, но уже в них проявляется процесс зарождения в творчестве поэта социальных мотивов. Впервые же они остро и четко представлены в стихотворении «Фабрика». Картина фабричной жизни также обрисована в символистских тонах, но тем не менее социальная направленность произведения не оставляет сомнения, и она — в противопоставлении мира рабочих и.мира хозяев:

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Для стихотворения «Из газет» Блок взял подчеркнуто про­заическое название: перед нами — случай из жизни. И хотя ав­тор ничего не говорит о причинах самоубийства героини, но очевидно, что это еще одна жертва «страшного мира».

«Поднимались из тьмы погребов» — стихотворение о про­буждении в народе недовольства, желания изменить свою жизнь. Что будет с теми, кто смотрит на происходящее из окон экипажей? Что будет с героем и его средой? Поэт без страха глядит на движение потока:

Пусть нас заменят новые люди.

Гнева и презрения к обществу, которому чужды идеалы и красота, исполнено стихотворение «Я вам поведал неземное». Герой напрасно ищет в мире проявлений высокого духа:

Я вижу: ваши девы слепы,
У юношей безогнен взор.

В 1905 году Блок пишет два стихотворения, в которых он в поэтической форме выражает идею свержения самодержавия как историческую необходимость. Предчувствие близкой ката­строфы усиливается с помощью повторов оборотов «еще» и «еще не»: «Еще прекрасно серое небо, еще безнадежна серая даль...», и во втором стихотворении: «И голос черни многострун­ный еще не властен над Невой».

«Сытые» — образец социальной сатиры, в котором автор ри­сует мир «важных чрев». Их жизнь скудна и скучна. Блок сравнивает ее с прогнившим хлевом, обреченным на разруше­ние. Знаменательно, что герой не ратует за революционное на­силие, предлагая иной, «естественный» выход:

Пусть доживут свой век привычно —
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям — неприлично
Их старой скуке подражать.

Чувство разочарования в революционном движении, горечь поражения определяют звучание последующих стихов Блока. Он горько замечает:

Так. Буря этих лет прошла.
Мужик поплелся бороздою.

Но еще долго в поэзии его будут звучать призывы:

Эй, встань и загорись и жги!
Эй, подними свой верный молот...

Мир поэзии Блока — это мир города, мир Петербурга. Го­родские пейзажи, картины и в жизни гррожан передают общую атмосферу эпохи. Город не только фон, но и действующее лицо. В творчестве Блока, продолжающего традицию европейского символизма, он предстает как душа всего мира, его сущность. Город полон повседневной прозы, питающей поэзию, на его улицах звучит то многоголосие, которое освежает язык литера­туры. Сюжет блоковских стихов во многом определяется ситуа­цией города. Его Петербург («всемирный город», как называет его сам автор) тоже в какой-то степени город-спрут, уродую­щий судьбы людей:

Да и меня без всяких поводов
Загнали на чердак.
Никто моих не слушал доводов,
И вышел мой табак.

Отверженные его поэзии — обитатели подвалов и чердаков:

Что на свете выше
Светлых чердаков?
Вижу трубы, крыши
Дальних кабаков.

Город — место, где гибнут люди, где человек обречен на тяжкий труд, нужду, болезни. И в то же время город — обитель «сытых», нищих духом. Примечательно, что в стихотворении «Поэты» Блок выносит место действия за пределы города:

За городом вырос пустынный квартал
На почве болотной и зыбкой.
Там жили поэты...

Тем самым автор открыто противопоставляет два мира — мир обывателей и мир людей искусства:

Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцей,
А вот у поэта — всемирный запой,

И мало ему конституций! В 1617 году Блок пишет:

Да. Так диктует вдохновенье,
Моя свободная мечта.
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.

Поэт романтического склада, Блок провозглашает: «В эпохи бурь и тревог душа поэта также преисполняется бурей и трево­гой». И всем своим творчеством он стремился доказать это. Он остро чувствовал наступление катаклизмов в жизни страны. Всем телом, всем сердцем он вслушивался в гул эпохи. Его по­эзия — результат этого процесса мировосприятия. В ней нам явлен образ мира, где нередко царит нищета и несправедли­вость, злоба, насилие, рабство, где страданиями одних достига­ется сытость других. Общий пафос поэзии Блока можно опре­делить как романтико-революционный, — конечно, с симво­листским уклоном. И, хотя его произведения далеки от революционно-агитационной лирики Маяковского, сам поэт все­гда на стороне слабых и страдающих.[/sms]
24 ноя 2007, 14:08
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.