Последние новости
06 дек 2016, 22:35
Сегодня, 6 декабря 2016 года, в районе между деревней Богословка и посёлком Черёмушки в...
Поиск

» » » » Сочинение: Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" (вариант 2)


Сочинение: Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" (вариант 2)

Сочинение: Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" (вариант 2)Когда драматург приступил к написанию "Недоросля", вынесенное в название слово не означало ничего дурного. Недорослями называли подростков, не достигших пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для поступления на службу. В 1736 году срок пребывания в "недорослях" был продлен до двадцати лет. Указ о вольности дворянства отменил обязательную срочность службы и предоставлял дворянам право служить или не служить, но подтверждал введенное при Петре I обязательное обучение. Чему и как учить - вопрос оставался открытым.[sms]

Заглавный персонаж Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) - недоросль, сын помещиков Простаковых. Ему пятнадцать лет. Имя "Митрофан" означает по-гречески "матерью явленный", "подобный своей матери". Оно стало нарицательным для обозначения тупого и наглого маменькиного сынка-невежды.

Комедия Фонвизина - это пьеса о недоросле, о его чудовищном воспитании, превращающем подростка в жестокое и ленивое существо. Простакова следует закону, хотя и не одобряет его. Она знает также, что многие, в том числе из ее родни, обходят закон. Митрофанушка учится уже четыре года, но Простакова хочет удержать его при себе лет на десять.

Сюжет комедии строится на том, что Простакова желает выдать бедную воспитанницу Софью за своего брата Скоти-нина, но затем, узнав о 10 000 рублей, наследницей которых Стародум сделал Софью, решает не упускать богатую наследницу. Скотинин не хочет уступать. На этой почве между Митрофанушкой и Скотининым, между Простаковой и Ско-тининым возникает вражда, переходящая в безобразные ссоры. Митрофанушка, настроенный матерью, требует сговора, заявляя: "Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться". Простакова понимает, что прежде нужно добиться согласия Стародума. Для этого необходимо, чтобы Митрофанушка предстал в выгодном свете: "Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка".

Простакова всячески расхваливает трудолюбие, успехи Митрофанушки и свое родительское о нем попечение и, хотя точно знает, что Митрофанушка ничему не научился, все-таки устраивает "экзамен" и побуждает Стародума оценить успехи сына (действие 4, явление VIII). Фонвизину было важно показать, что невежественная помещица сама становится жертвой собственного обмана и расставляет ловушку для сына. После этой фарсовой сцены Простакова, сознающая, что Митрофан не выдержал испытания и сравнения с Мило-ном, решается насильно женить сына на Софье. Она поручает ему встать в шесть часов, поставить "троих слуг в Софьиной предспальне, да двоих в сенях на подмогу". Когда же "заговор" Простаковой терпит крах, Митрофан, сначала готовый вслед за матерью "за людей приниматься", затем униженно просит прощения, а потом грубо отталкивает мать: "Да отвяжись, матушка, как навязалась". Совершенно растерянный и потерявший власть над людьми, он теперь должен пройти новую школу воспитания ("Пошел-ко служить", - говорит ему Правдин), которую с рабской покорностью принимает: "По мне, куды велят".

Эта последняя фраза Митрофанушки становится своеобразной иллюстрацией к словам Стародума: "Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин".

Борьба за руку Софьи, составляя сюжет комедии, выдвигает Митрофанушку в центр действия. Как один из "мнимых" женихов, Митрофанушка своей фигурой связывает два мира - дворян-невежд, тиранов, мир "злонравия" и дворян просвещенных, мир благонравия. Эти "лагеря" предельно отчуждены друг от друга. Простакова, Скотинин не могут понять Стародума, Правдина и Милона. Пропасть между ними предопределена различием в воспитании и образовании. Естественная природа Митрофана искажена воспитанием.

В комедии сталкиваются два типа воспитания: "старинное" и новое, послепетровское. В беседе со Стародумом Простакова простодушно восхищается патриархальной традицией: "Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшкошелек за русский счет. Обращаясь поименно ко всем своим детям и родственникам, князь Киевский восклицает, вслед за автором "Слова...": "Вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово. Из-за усобицы ведь стало насилие от земли Половецкой". Он требует от всех этих людей, чтобы они вспомнили прежние деяния предков по защите русских княжеств, были достойны славы отцов, чтобы русские люди действительно чувствовали себя под надежной защитой и могли искренне возглашать "славу" князьям, которая и заканчивает по традиции текст "Слова...": "Здравии князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя полки".

Величайшая патриотическая поэма Древней Руси "Слово о полку Игореве", посвященная не победе русского оружия, а его страшному поражению, мужественно и прямо говорит о тех проблемах, с которыми сталкивались русские княжества в XII веке. В то же время она закладывает на следующие девять веков представление о защитнике Родины как о человеке, который сначала думает о благе страны, а потом - о своей личной славе.[/sms]

24 ноя 2007, 13:02
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.