Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Гимн женской красоте в творчестве И. А. Бунина


Сочинение: Гимн женской красоте в творчестве И. А. Бунина

Сочинение: Гимн женской красоте в творчестве И. А. БунинаВряд ли кто-то будет спорить, что одни из лучших страниц бунинской прозы посвящены Женщине. Перед читателем пред­стают удивительные женские характеры, в свете которых меркнут мужские образы. Это особенно характерно для книги «Темные аллеи». Женщины играют здесь главную роль. Муж­чины, как правило, — лишь фон, оттеняющий характеры и по­ступки героинь.

Бунин всегда стремился постичь чудо женственности, тайну неотразимого женского счастья. «Женщины кажутся мне чем-то загадочным. Чем более изучаю их, тем менее понимаю» — такую фразу выписывает он из дневника Флобера.

Вот перед нами Надежда из рассказа «Темные аллеи»: «...в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточ­кой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстя­ной юбкой». С удивительным мастерством Бунин находит нуж­ные слова и образы. Кажется, что они имеют цвет и форму. Не­сколько точных и красочных штрихов — и перед нами портрет женщины.
 
Однако Надежда хороша не только внешне. Она об­ладает богатым и глубоким внутренним миром. Более тридцати лет хранит она в душе любовь к барину, некогда соблазнивше­му ее. Они встретились случайно в «постоялой горнице» у доро­ги, где Надежда — хозяйка, а Николай Алексеевич — проез­жий. Он не в состоянии подняться до высоты ее чувств, понять, отчего Надежда не вышла замуж «при такой красоте, которую... имела», как можно всю жизнь любить одного человека.
[sms]
В книге «Темные аллеи» много других обаятельнейших жен­ских образов: милая сероглазая Таня, «простая душа», предан­ная любимому, готовая ради него на любые жертвы («Таня»); высокая статная красавица Катерина Николаевна, дочь своего века, которая может показаться слишком смелой и экстрава­гантной («Антигона»); простодушная, наивная Поля, сохранив­шая детскую чистоту души, несмотря на свою профессию («Ма­дрид») и так далее.

Судьбы большинства героинь Бунина складываются траги­чески. Внезапно и скоро обрывается счастье Ольги Александ­ровны, офицерской жены, которая вынуждена служить офици­анткой («В Париже»), расстается с любимым Руся («Руся»), умирает от родов Натали («Натали»).

Печален финал еще одной новеллы этого цикла — «Галя Ган­ская». Герой рассказа, художник, не устает любоваться прелес­тью этой девушки. В тринадцать лет она была «мила, резва, гра­циозна... на редкость, личико с русыми локонами вдоль щек, как у ангела». Но время шло, Галя повзрослела: «...уж не подросток, не ангел, а удивительно хорошенькая тоненькая девушка... Ли­чико под серой шляпкой наполовину закрыто пепельной вуаль­кой, и сквозь нее сияют аквамариновые глаза». Страстным было ее чувство к художнику, велико и его влечение к ней. Однако вскоре он собрался уехать в Италию, надолго, на месяц-полтора. Напрасно уговаривает девушка своего возлюбленного остаться или взять ее с собой. Получив отказ, Галя покончила счеты с жизнью. Только тогда художник понял, что потерял.

Невозможно остаться равнодушным и к роковому очарова­нию малороссийской красавицы Валерии («Зойка и Валерия»): «...она была очень хороша: крепкая, ладная, с густыми темными волосами, с бархатными бровями, почти сросшимися, с грозны­ми глазами цвета черной крови, с горячим темным румянцем на загорелом лице, с ярким блеском зубов и полными вишневыми губами». Героиня маленького рассказа «Комарг», несмотря на бедность своей одежды и простоту манер, просто мучит муж­чин- своей красотой. Не менее прекрасна и молодая женщина из новеллы «Сто рупий». Особенно хороши ее ресницы: «...наподо­бие тех райских бабочек, что так волшебно мерцают на райских индийских цветах».
 
Когда красавица полулежит в своем камы­шовом кресле, «мерно мерцая черным бархатом своих ресниц-бабочек», помахивая веером, она производит впечатление таин­ственно прекрасного, неземного существа: «Красота, ум, глу­пость — все эти слова никак не шли к ней, как не шло все человеческое: поистине была она как бы с какой-то другой пла­неты». И каковы же оказываются изумление и разочарование рассказчика, а вместе с ним и наши, когда выясняется, что об­ладать этой неземной прелестью может каждый, у кого в кар­мане найдется сто рупий!

Вереница обаятельнейших женских образов в новеллах Бу­нина нескончаема. Но, говоря о женской красоте, запечатлен­ной на страницах его произведений, нельзя не упомянуть об Оле Мещерской, героине рассказа «Легкое дыхание». Какая это была удивительная девушка! Вот как описывает ее автор: «В четырнадцать лет у нее, при тонкой талии и стройных нож­ках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очаро­вание которых еще никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей». Но главная суть очарования Оли Мещерской была не в этом.
 
Всем, наверное, при­ходилось видеть очень красивые лица, на которые надоедает смотреть уже через минуту. Оля была прежде всего веселым, «живым» человеком. В ней нет ни капли чопорности, жеманст­ва или самодовольного любования своей красотой: «А она ниче­го не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрас­невшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена». Девушка словно излучает энергию, радость жизни. Однако «чем прекраснее роза, тем быстрее она отцветает». Финал этого рассказа, как и других бунинских но­велл, трагичен: Оля погибает.
 
Однако обаяние ее образа так ве­лико, что и сейчас в него продолжают влюбляться романтики. Вот как пишет об этом К. Г. Паустовский: «О, если бы я знал! И если бы я мог! Я бы усыпал эту могилу всеми цветами, какие только цветут на земле. Я уже любил эту девушку. Я содрогал­ся от непоправимости ее судьбы. Я... наивно успокаивал себя тем, что Оля Мещерская — это бунинский вымысел, что только склонность к романтическому восприятию мира заставляет ме­ня страдать из-за внезапной любви к погибшей девушке».

Паустовский же назвал рассказ «Легкое дыхание» печальным и спокойным размышлением, эпитафией девичьей красоте.

На страницах бунинской прозы есть немало строк, посвя­щенных сексу, описанию обнаженного женского тела. Видимо, современники писателя не раз упрекали его в «бесстыдстве» и низменных чувствах. Вот какую отповедь дает писатель своим недоброжелателям: «...как люблю я... вас, «жены челове­ческие, сеть прельщения человеком»! Эта «сеть» нечто поис­тине неизъяснимое, божественное и дьявольское, и когда я пишу об этом, пытаюсь выразить его, меня упрекают в бес­стыдстве, в низких побуждениях... Хорошо сказано в одной старинной книге: «Сочинитель имеет такое же полное право быть смелым в своих словесных изображениях любви и лиц ее, каковое во все времена предоставлено было в этом случае живописцам и ваятелям: только подлые души видят подлое даже в прекрасном...»

Бунин умеет очень откровенно говорить о самом интимном, но никогда не переступает ту границу, где уже нет места искус­ству. Читая его новеллы, не находишь даже намека на пош­лость или вульгарный натурализм. Писатель тонко и нежно описывает любовные отношения, «Любовь земную». «И как же­ну обнял и он ее, все ее прохладное тело, целуя еще влажную грудь, пахнущую туалетным мылом, глаза и губы, с которых она уже вытерла краску». («В Париже»).

А как трогательно звучат слова Руси, обращенные к люби­мому: «Нет, погоди, вчера мы целовались как-то бестолково, те­перь я сначала поцелую тебя, только тихо, тихо. А ты обними меня... везде...» («Руся»).

Чудо бунинской прозы достигнуто ценой великих творчес­ких усилий писателя. Без этого немыслимо большое искусство. Вот как пишет об этом сам Иван Алексеевич: «...то дивное, не­сказанно-прекрасное, нечто совершенно особенное во всем зем­ном, что есть тело женщины, никогда не написано никем. Надо найти какие-то другие слова». И он нашел их. Словно худож­ник и ваятель, Бунин воссоздал гармонию красок, линий и форм прекрасного женского тела, воспел Красоту, воплотив­шуюся в женщине.[/sms]
23 ноя 2007, 08:37
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.