Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Сочинение: Символические образы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»


Сочинение: Символические образы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Сочинение: Символические образы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»Писатель Александр Иванович Куприн был человеком уди­вительной судьбы. Натура сильная, кипучая, душа широкая, добрая. Куприну была свойственна громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огром­ная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое по­знал он в жизни и сумел свой жизненный опыт заставить слу­жить своему творчеству.

Автор замечательных повестей Куприн был признанным ма­стером короткого рассказа. В них дана широкая, многообразная картина русской жизни конца XIX — начала XX века. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы.

Мечта о счастье, о прекрасной любви — эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Не обошел их и Куприн. С присущим ему высоким художест­венным вкусом, тонким пониманием психологии своих героев, он писал о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал «Гранатовый браслет» — прекрасный рассказ о неразде­ленной великой любви, любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».

В этом рассказе Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и кото­рые воплощают в себе весь идейный смысл рассказа. «В сере­дине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг насту­пили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря» — начало рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону, имеет ог­ромное значение. Если под «молодым месяцем» понимать глав­ную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой — всю ее жизнь, то получает­ся серая, но вполне реальная картина.
[sms]
«Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожи­данно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле». Эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе.

Следующим символом следует назвать княгиню Веру Нико­лаевну. Куприн описывает ее как независимую, царственно-спокойную, холодную красавицу. Вера Николаевна, благород­ная, удивительная женщина, символизирует человека, достой­ного настоящей, «святой» любви.

Немалую роль отводит Куприн «тучному, высокому, сереб­ряному старцу» — генералу Аносову. Именно ему предстоит задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинст­венного незнакомца более серьезно. Размышления генерала о любви способствуют тому, что его внучка смогла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Генералу принадлежат пророческие слова о том, что, может быть, ее жизненный путь пересекла такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее по­коление.
 
Автором ему доверено сделать очень важный, имею­щий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе ис­тинная, святая любовь крайне редка и доступна только немно­гим и только достойным ее людям. За всю свою жизнь сам Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продол­жает верить в возвышенную любовь и передает свою уверен­ность Вере Николаевне.

Причиной скорой развязки любовной истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Никола­евне. В роли подарка выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина, — гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что его носила его «покойная матушка», кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти.

И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказыва­ет, что этот человек убьет себя. Куприн сравнивает пять кам­ней браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями», а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь!» Любовь, которую символизирует браслет, не подчиня- ется никаким земным законам и правилам. Она может идти на­перекор всем устоям общества: Желтков — всего лишь мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна — княгиня. Но это обсто­ятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не сможет по­гасить его прекрасное чувство: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга».

К сожалению, истинное значение браслета-символа Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойст­во. «Все ее мысли были неотвратимо прикованы к тому неведо­мому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли уви­дит». Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносо­ва и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумасшествие?

Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как Божий дар, как вели­кое счастье. И он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: «Да святится имя Твое!». И остается ей только сим­вол этой прекрасной любви прекрасного человека — гранато­вый браслет».[/sms]
23 ноя 2007, 08:20
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.