Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Основные темы творчества А. И. Куприна («Молох», «Олеся», «Поединок»)

Сочинение: Основные темы творчества А. И. Куприна («Молох», «Олеся», «Поединок»)

Сочинение: Основные темы творчества А. И. Куприна («Молох», «Олеся», «Поединок»)А. И.Куприн в лучших своих произведениях отразил бытие различных сословий русского общества конца XIX — начала XX века. Продолжая гуманистические традиции русской лите­ратуры, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн был чу­ток к современности, к ее актуальным проблемам. Литератур­ная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. В 1889 году воспитанник юнкерского учи­лища Куприн печатает свой первый небольшой рассказ «По­следний дебют». За опубликование рассказа без разрешения начальства начинающий писатель был подвергнут аресту на га­уптвахте.

Выйдя в отставку и поселившись в Киеве, писатель начинает сотрудничать в киевских газетах. Интересным литературным явлением была серия очерков «Киевские типы». Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обы­вательщины и людей «дна», характерные для всей России. Здесь встречаются образы студента-«белоподкладочника», квартирной хозяйки, богомолки-ханжушки, пожарного, неудав­шейся певицы, художника-модерниста, жителей трущоб.

Уже в 90-е годы XIX века на материале армейского быта в рассказах «Дознание», «Ночлег» писатель ставит острые нравственные проблемы. В рассказе «Дознание» возмутитель­ный факт наказания розгами солдата-татарина Мухамета Бай-гузина, который даже не мог понять, за что его наказывают, заставляет подпоручика Козловского по-новому ощутить мертвящую, бездушную атмосферу царской казармы и свою роль в системе угнетения. Пробуждается совесть офицера, рождается чувство духовкой связи с загнанным солдатом, не­довольство своим положением, а результатом является взрыв стихийного недовольства. В этих рассказах чувствуется влия­ние Л. Толстого, также поднимавшего вопросы о нравственной ответственности интеллигенции за страдания и трагическую участь народа.
[sms]
В середине 90-х годов XIX века в творчество Куприна вла­стно входит новая тема, подсказанная временем. В качестве корреспондента газеты он едет в Донецкий бассейн, где знако­мится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 году Куприн пишет большую повесть «Молох», в которой дал картину жизни крупного капиталистического завода, показал убогий быт рабо­чих поселков, стихийные протесты рабочих. Писатель изобра­зил все это через восприятие интеллигента.
 
Инженер Бобров болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявление несправедливости. Герой сравнивает капиталистический про­гресс, созидающий фабрики и заводы, с чудовищным идолом Молохом, требующим человеческих жертв. Конкретным вопло­щением Молоха в повести является делец Квашнин, который не брезгует никакими средствами для того, чтобы нажить миллио­ны. В то же время он не прочь выступить в роли политического деятеля и вождя («нам принадлежит будущее», «мы соль зем­ли»). Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкатель­ства перед Квашниным. Предметом сделки с этим дельцом ста­новится невеста Боброва Нина Зиненко.

Герою повести свойственны такие черты, как двойствен­ность и колебания. В момент стихийной вспышки протеста Боб­ров стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но потом угасает решимость, и он от­казывается от мести ненавистному Молоху. Повесть заканчива­ется рассказом о бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Кваш­нина и вызове карателей для расправы с восставшими.

В 1897 году Куприн служит управляющим имением в Ровен-ском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что на­шло отражение в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». В этот период он пишет замечательную повесть «Олеся». Перед нами поэтический образ девушки Олеси, выросшей в избе старой «колдуньи», в атмосфере, далекой от обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случай­но заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ива­ну Тимофеевичу — это свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, возникшее на фоне прекрасной природы — среди высоких сосен, окрашенных багровым отбле­ском догорающей зари. История девушки заканчивается траги­чески, здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыст­ные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крес­тьян. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена с Мануилихой бежать из лесного гнезда.

В поисках сильного человека Куприн порой поэтизирует лю­дей социального «дна». Конокрад Бузыга («Конокрады») выве­ден как могучая натура. Автор придает ему черты великоду­шия — Бузыга заботится о мальчике Василе. Изумительны рассказы писателя о животных («Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Кулька», «Ю-ю» и др.). Нередко сильные и красивые животные становятся жертвами стяжательства, низменных че­ловеческих страстей.

В 1899 г. происходит знакомство писателя с Горьким. В горьковском журнале «Знание» публикуется повесть Купри­на «Поединок». Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что в нем правдиво и ярко показано внутреннее разложение российской армии. Герой по­вести «Поединок» — молодой поручик Ромашов — в отличие от Боброва («Молох»), показан в процессе духовного роста, по­степенного прозрения, освобождения из-под власти традицион­ных понятий и представлений своего круга. В начале повести, несмотря на доброту, он наивно делит всех на «людей черной и белой кости», думая, что и сам принадлежит к особой, выс­шей касте.
 
По мере того как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских по­рядков, о несправедливости всей жизни. У него возникает чув­ство одиночества, страстное отрицание нечеловечески грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, уны­лый Лещенко, франтоватый Бобеинский, армейский служака и пьяница Слива — все эти офицеры показаны чуждыми прав­доискателю Ромашову. В условиях произвола и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и чело­веческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам.

В повести описан целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков «словесности», подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко били солдат, повреждая барабанные пере­понки, пускали в ход кулаки, заставляли «веселиться» изне­могавших от жары, издерганных людей. В повести правдиво нарисована армейская масса, выписаны индивидуальные ха­рактеры, показаны солдаты различных национальностей с присущими им традициями: украинцы Шевчук, Борийчук, литовец Солтыс, черемис Гайнан, татары Мухаметтинов, Ка-рафутдинов и др. Все они — бывшие крестьяне, рабочие, мас­теровые — тяжело переносят отрыв от родных мест и при­вычного труда, особенно выделяет автор образы денщика Гай-нана и солдата Хлебникова.

Хлебников, недавно оторванный от земли, органически не воспринимает армейские «науки», и потому ему приходится вы­носить на себе всю тяжесть солдатской муштры, грубость на­чальства. Судьба солдат волнует Ромашова. В этом внутреннем протесте он не одинок. Своеобразный философ и теоретик, под­полковник Казанский резко критикует порядки в армии, нена­видит пошлость и невежество, мечтает об освобождении челове­ческого «я» от пут прогнившего общества, выступает против де­спотизма и насилия. Ромашов знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и произволом, и насилием со стороны офицеров.
 
Сцену встречи Ромашова с за­мученным Хлебниковым, пытавшимся броситься под поезд, и их откровенный разговор К. Паустовский справедливо относит к «одной из лучших сцен в русской литературе». Офицер при-виает в солдате друга, забывая о кастовых преградах между ни­ми. Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов уми­рает, так и не найдя ответа на вопрос: каким путем надо идти к освобождению человека? Смертельная для него дуэль с офи­цером Николаевым является как бы следствием нарастающего конфликта героя с военно-офицерской кастой.
 
Повод для дуэли связан с любовью героя к Александре Петровне Николаевой — Шурочке. Чтобы обеспечить карьеру мужа, Шурочка подавляет в себе лучшие человеческие чувства и просит Ромашова не ук­лоняться от дуэли, ибо это повредит ее мужу, который хочет поступить в академию. «Поединок», ставший необыкновенно по­пулярным в России, после выхода в свет вскоре был переведен на многие европейские языки.

В эмиграции в произведениях А. Куприна начинает встре­чаться сентиментальное приукрашивание прошлого России, то­го самого прошлого, которому он ранее выносил суровый приго­вор. Таков, например, автобиографический роман «Юнкера». Куприн не смог жить без родины. В 1937 г. он возвращается в Россию и тихо угасает,в «сталинской» стране. Пережив гром­кую славу и долгое забвение, он остается по сей день любимым и наиболее читаемым русским писателем.[/sms]
22 ноя 2007, 16:55
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.