Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Основные темы творчества А. И. Куприна («Молох», «Олеся», «Поединок»)
Выйдя в отставку и поселившись в Киеве, писатель начинает сотрудничать в киевских газетах. Интересным литературным явлением была серия очерков «Киевские типы». Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей «дна», характерные для всей России. Здесь встречаются образы студента-«белоподкладочника», квартирной хозяйки, богомолки-ханжушки, пожарного, неудавшейся певицы, художника-модерниста, жителей трущоб.
Уже в 90-е годы XIX века на материале армейского быта в рассказах «Дознание», «Ночлег» писатель ставит острые нравственные проблемы. В рассказе «Дознание» возмутительный факт наказания розгами солдата-татарина Мухамета Бай-гузина, который даже не мог понять, за что его наказывают, заставляет подпоручика Козловского по-новому ощутить мертвящую, бездушную атмосферу царской казармы и свою роль в системе угнетения. Пробуждается совесть офицера, рождается чувство духовкой связи с загнанным солдатом, недовольство своим положением, а результатом является взрыв стихийного недовольства. В этих рассказах чувствуется влияние Л. Толстого, также поднимавшего вопросы о нравственной ответственности интеллигенции за страдания и трагическую участь народа.
[sms]
В середине 90-х годов XIX века в творчество Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. В качестве корреспондента газеты он едет в Донецкий бассейн, где знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 году Куприн пишет большую повесть «Молох», в которой дал картину жизни крупного капиталистического завода, показал убогий быт рабочих поселков, стихийные протесты рабочих. Писатель изобразил все это через восприятие интеллигента.
Инженер Бобров болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявление несправедливости. Герой сравнивает капиталистический прогресс, созидающий фабрики и заводы, с чудовищным идолом Молохом, требующим человеческих жертв. Конкретным воплощением Молоха в повести является делец Квашнин, который не брезгует никакими средствами для того, чтобы нажить миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли политического деятеля и вождя («нам принадлежит будущее», «мы соль земли»). Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным. Предметом сделки с этим дельцом становится невеста Боброва Нина Зиненко.
Герою повести свойственны такие черты, как двойственность и колебания. В момент стихийной вспышки протеста Бобров стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но потом угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху. Повесть заканчивается рассказом о бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими.
В 1897 году Куприн служит управляющим имением в Ровен-ском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что нашло отражение в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». В этот период он пишет замечательную повесть «Олеся». Перед нами поэтический образ девушки Олеси, выросшей в избе старой «колдуньи», в атмосфере, далекой от обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу — это свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, возникшее на фоне прекрасной природы — среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. История девушки заканчивается трагически, здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена с Мануилихой бежать из лесного гнезда.
В поисках сильного человека Куприн порой поэтизирует людей социального «дна». Конокрад Бузыга («Конокрады») выведен как могучая натура. Автор придает ему черты великодушия — Бузыга заботится о мальчике Василе. Изумительны рассказы писателя о животных («Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Кулька», «Ю-ю» и др.). Нередко сильные и красивые животные становятся жертвами стяжательства, низменных человеческих страстей.
В 1899 г. происходит знакомство писателя с Горьким. В горьковском журнале «Знание» публикуется повесть Куприна «Поединок». Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что в нем правдиво и ярко показано внутреннее разложение российской армии. Герой повести «Поединок» — молодой поручик Ромашов — в отличие от Боброва («Молох»), показан в процессе духовного роста, постепенного прозрения, освобождения из-под власти традиционных понятий и представлений своего круга. В начале повести, несмотря на доброту, он наивно делит всех на «людей черной и белой кости», думая, что и сам принадлежит к особой, высшей касте.
Герою повести свойственны такие черты, как двойственность и колебания. В момент стихийной вспышки протеста Бобров стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но потом угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху. Повесть заканчивается рассказом о бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими.
В 1897 году Куприн служит управляющим имением в Ровен-ском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что нашло отражение в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». В этот период он пишет замечательную повесть «Олеся». Перед нами поэтический образ девушки Олеси, выросшей в избе старой «колдуньи», в атмосфере, далекой от обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу — это свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, возникшее на фоне прекрасной природы — среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. История девушки заканчивается трагически, здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена с Мануилихой бежать из лесного гнезда.
В поисках сильного человека Куприн порой поэтизирует людей социального «дна». Конокрад Бузыга («Конокрады») выведен как могучая натура. Автор придает ему черты великодушия — Бузыга заботится о мальчике Василе. Изумительны рассказы писателя о животных («Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Кулька», «Ю-ю» и др.). Нередко сильные и красивые животные становятся жертвами стяжательства, низменных человеческих страстей.
В 1899 г. происходит знакомство писателя с Горьким. В горьковском журнале «Знание» публикуется повесть Куприна «Поединок». Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что в нем правдиво и ярко показано внутреннее разложение российской армии. Герой повести «Поединок» — молодой поручик Ромашов — в отличие от Боброва («Молох»), показан в процессе духовного роста, постепенного прозрения, освобождения из-под власти традиционных понятий и представлений своего круга. В начале повести, несмотря на доброту, он наивно делит всех на «людей черной и белой кости», думая, что и сам принадлежит к особой, высшей касте.
По мере того как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости всей жизни. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание нечеловечески грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобеинский, армейский служака и пьяница Слива — все эти офицеры показаны чуждыми правдоискателю Ромашову. В условиях произвола и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам.
В повести описан целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков «словесности», подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко били солдат, повреждая барабанные перепонки, пускали в ход кулаки, заставляли «веселиться» изнемогавших от жары, издерганных людей. В повести правдиво нарисована армейская масса, выписаны индивидуальные характеры, показаны солдаты различных национальностей с присущими им традициями: украинцы Шевчук, Борийчук, литовец Солтыс, черемис Гайнан, татары Мухаметтинов, Ка-рафутдинов и др. Все они — бывшие крестьяне, рабочие, мастеровые — тяжело переносят отрыв от родных мест и привычного труда, особенно выделяет автор образы денщика Гай-нана и солдата Хлебникова.
Хлебников, недавно оторванный от земли, органически не воспринимает армейские «науки», и потому ему приходится выносить на себе всю тяжесть солдатской муштры, грубость начальства. Судьба солдат волнует Ромашова. В этом внутреннем протесте он не одинок. Своеобразный философ и теоретик, подполковник Казанский резко критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого «я» от пут прогнившего общества, выступает против деспотизма и насилия. Ромашов знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и произволом, и насилием со стороны офицеров.
В повести описан целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков «словесности», подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко били солдат, повреждая барабанные перепонки, пускали в ход кулаки, заставляли «веселиться» изнемогавших от жары, издерганных людей. В повести правдиво нарисована армейская масса, выписаны индивидуальные характеры, показаны солдаты различных национальностей с присущими им традициями: украинцы Шевчук, Борийчук, литовец Солтыс, черемис Гайнан, татары Мухаметтинов, Ка-рафутдинов и др. Все они — бывшие крестьяне, рабочие, мастеровые — тяжело переносят отрыв от родных мест и привычного труда, особенно выделяет автор образы денщика Гай-нана и солдата Хлебникова.
Хлебников, недавно оторванный от земли, органически не воспринимает армейские «науки», и потому ему приходится выносить на себе всю тяжесть солдатской муштры, грубость начальства. Судьба солдат волнует Ромашова. В этом внутреннем протесте он не одинок. Своеобразный философ и теоретик, подполковник Казанский резко критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого «я» от пут прогнившего общества, выступает против деспотизма и насилия. Ромашов знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и произволом, и насилием со стороны офицеров.
Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебниковым, пытавшимся броситься под поезд, и их откровенный разговор К. Паустовский справедливо относит к «одной из лучших сцен в русской литературе». Офицер при-виает в солдате друга, забывая о кастовых преградах между ними. Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя ответа на вопрос: каким путем надо идти к освобождению человека? Смертельная для него дуэль с офицером Николаевым является как бы следствием нарастающего конфликта героя с военно-офицерской кастой.
Повод для дуэли связан с любовью героя к Александре Петровне Николаевой — Шурочке. Чтобы обеспечить карьеру мужа, Шурочка подавляет в себе лучшие человеческие чувства и просит Ромашова не уклоняться от дуэли, ибо это повредит ее мужу, который хочет поступить в академию. «Поединок», ставший необыкновенно популярным в России, после выхода в свет вскоре был переведен на многие европейские языки.
В эмиграции в произведениях А. Куприна начинает встречаться сентиментальное приукрашивание прошлого России, того самого прошлого, которому он ранее выносил суровый приговор. Таков, например, автобиографический роман «Юнкера». Куприн не смог жить без родины. В 1937 г. он возвращается в Россию и тихо угасает,в «сталинской» стране. Пережив громкую славу и долгое забвение, он остается по сей день любимым и наиболее читаемым русским писателем.[/sms]
В эмиграции в произведениях А. Куприна начинает встречаться сентиментальное приукрашивание прошлого России, того самого прошлого, которому он ранее выносил суровый приговор. Таков, например, автобиографический роман «Юнкера». Куприн не смог жить без родины. В 1937 г. он возвращается в Россию и тихо угасает,в «сталинской» стране. Пережив громкую славу и долгое забвение, он остается по сей день любимым и наиболее читаемым русским писателем.[/sms]
22 ноя 2007, 16:55
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.