Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Тема любви в творчестве А. И. Куприна

Сочинение: Тема любви в творчестве А. И. Куприна

Сочинение: Тема любви в творчестве А. И. КупринаА. И. Куприна, большого мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви, посвятившего этой веч­ной и прекрасной теме три повести — «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь». Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «зоологических» проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры чистой и возвышенной любви, отправ­ляясь для этого в глубину веков («Суламифь».), забираясь в лес­ную глушь Волынской губернии («Олеся»), заглядывая в камор­ку влюбленного отшельника, «последнего романтика» в жесто­ком и расчетливом мире («Гранатовый браслет»).

Кратко остановимся на сюжете произведения, что поможет уяснить основные проблемы, затрагиваемые в нем, понять об­стоятельства трагической любви «маленького человека», почув­ствовать особенности времени.

Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляет­ся в молодую светскую даму, представительницу высшего со­словия. Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шейных и Бу-лат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования брата княгини, товарища прокуро­ра Булат-Тугановского. Он готов растоптать, уничтожить «пле­бея», осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке.
[sms]
Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста не­нормальным, чуть ли не маньяком. И только старый генерал Аносов, с которым любит откровенничать княгиня, догадывает­ся об истинных мотивах столь рискованных поступков неизве­стного влюбленного: «Может быть, твой жизненный путь, Ве­рочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят жен­щины и на которую больше не способны мужчины». Любовь «маленького человека» заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленно­стью очерствевших душ, герой повести погибает.

«Молчать и гибнуть» — вот духовный обет влюбленного телеграфиста. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной возлюбленной. Это под­держивает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не стра­шит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, кото­рая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысив­шее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твое».

Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранато­вый браслет» — это чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее? Известно, что писатель всегда старался находить в реальном мире сюжеты и образы для своих произведений. В основу повести положены действительные факты из семейной хроники князей Туган-Ба-рановских.

Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни прими­тивным, не основываться на выгоде и корысти: любовь должна быть величайшей тайной в мире, никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.

Любовь, по Куприну, должна основываться на высоких, воз­вышенных чувствах, на взаимном уважении, симпатии, дове­рии, верности, искренности, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

М. Горький, который раннее критиковал Куприна за отход от реальной действительности, был в восторге от этой повести. В одном из писем он называл повесть «превосходной вещью», отмечал, что «начинается хорошая литература».

Повесть «Олеся» была написана почти сразу после знамени­того «Молоха», в котором Куприн показал жестокий мир капи­тала со всеми его ужасами и пороками. События, изображенные в повести, происходят в Волынской губернии, на окраине Поле­сья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и об­ман, от которых бежит герой повести — Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигелт. Здесь, в лесной глуши, проис­ходит его знакомство с полесской девушкой Олесей.

Не все безоблачно здесь, вдали от цивилизованного мира. Не­вежество, стяжательство, ложь успели свить гнездо и в этой по­лесской деревушке. Свободная, смелая Олеся не по нраву суе­верным поселянам, считающим ее колдуньей. Они ненавидят ее и преследуют. Противостояние очевидно. На полярных позици­ях, несмотря на взаимную любовь, находятся также Олеся и Иван Тимофеевич. Выросший в царстве жестокого Молоха, Иван Тимофеевич отравлен его порочным дыханием. Так, он не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир «до­чери природы» и его собственной. Он понимает невозможность их совместного счастья. Понимает это, а вернее, догадывается об этом и Олеся. «Наивная, очаровательная сказка» любви закан­чивается разлукой. И виной тому, как уже говорилось, не только невежественные поселяне, но и сам Иван Тимофеевич.

Великое чувство любви воспето Куприным еще в одной по­вести — «Суламифь» (1908), созданной по мотивам библейской книги «Песнь песней». Суламифь — воплощение чистой и жертвенной любви; она противопоставлена злой и завистли­вой царице Асис, отвергнутой царем Соломоном. Царь-мудрец покорен чистотой любви простой девушки.

Но горячие и нежные чувства не принесли счастья возлюб­ленным: любовь заканчивается трагически. Меч убийцы лиша­ет жизни Суламифь. Но даже смерть не может победить ее лю­бовь. Пораженная мечом Элиава, которого подослала коварная Асис, Суламифь благодарит своего возлюбленного за все: за любовь, за красоту, за мудрость, за счастье.

Связь между повестями «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь» очевидна. Это гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству. Все три повести имеют глубоко обще­человеческий характер. Они поднимают проблемы, которые всегда будут волновать человечество.[/sms]
22 ноя 2007, 16:51
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.