Последние новости
10 дек 2016, 19:10
Избранный президент США Дональд Трамп опроверг информацию о том, что он будет работать...
Поиск

» » » » Сочинение: Идейное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»


Сочинение: Идейное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»

Сочинение: Идейное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»М. Горький начинал свою творческую деятельность в слож­ный, переломный период: менялись ценности, человек стано­вился «рабом вещей», обезличивался. В начале своего творчес­кого пути Горький писал романтические произведения. Его ге­рои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои — вымышленные.

В пьесе «На дне» Горького интересует уже совершенно дру­гой тип людей — людей «дна», сломленных жизнью, обречен­ных на гибель. Пьеса «На дне» — это произведение, которое, по сути, лишено действия, в нем нет завязки, центрального кон­фликта и развязки. Это как бы набор действий различных лю­дей, собравшихся в ночлежке. Герои, их внутренний мир рас­крываются не из поступков, а из разговоров. Каждый герой представляет определенную философию, идею.

Итак, героев пьесы характеризует прежде всего речь. И первое, что необходимо отметить, — они грубы друг с дру­гом. Это происходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и своей намеренной гру­бостью как бы защищаются от внешних изменений («Дура ты, Настька...»). Люди как будто озверели, они уже не могут гово­рить нормальным живым языком. Так, Клещ не может сказать ласкового слова даже умирающей жене. Считается, что ключе­вое слово в пьесе — «правда». Это слово — лейтмотив. Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух из­мерениях. С одной стороны, это правда их будничной повсед­невной жизни, правда «дна», а с другой — правда, которую они хотели бы видеть. Это правда «вымышленная». И с самого на­чала мы уже видим конфликт этих двух правд.
[sms]
Реальность же такова: в сыром подвале, «похожем на пеще­ру», в страшной грязи и вони ютятся люди, выброшенные из ясизни. Горький не приводит биографий героев пьесы, но по отдельным репликам мы можем судить, насколько безрадостно их существование. Чахоточная Анна говорит о том, что «всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась... мучилась... Всю жизнь в отрепьях ходила». У этих несчастных обитателей «дна» отнято все: честь, человеческое достоинство, возможность любви и материнства, создания семьи, — всякая надежда, все человеческое уничтожено, втоптано в грязь.

И даже здесь, в этом странном мире отверженных, где за­живо погребены люди, достойные сострадания, продолжают действовать волчьи законы капиталистического мира. Почти все жители костылевской ночлежки доведены до отчаяния, тя­нутся к каким-то призракам, иллюзиям. Мечтает вырваться от­сюда Клещ, полагая, что честный труд поможет стать ему чело­веком: «Кожу сдеру, а вылезу». Хочет начать новую, здоровую жизнь Васька Пепел, искренне верит в чистую любовь Настя. Все пытаются выпрямиться, стать полноценными людьми.

Никто из героев не хочет признаваться даже самому себе, что находится на самом «дне», то есть осознать реальное поло­жение. Кульминации конфликт реальной и вымышленной правды достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную: «Какая — правда! Где — правда? Вот — правда! Работы нет... силы нет! Вот — правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать на­до... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она — правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя... вот она, правда!.. Го­ворите тут — правда! Ты, старик утешаешь всех... Я тебе ска­жу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, про­клята! Понял? Пойми! Будь она проклята!»

Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носите­лем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит: «Уйдем, милая! Ничего... не сердись! Я — знаю... Я — верю! Твоя правда, а не ихняя... Коли ты ве­ришь, была у тебя настоящая любовь... значит — была она! Бы­ла!» Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальность, так как помогает уйти человеку от страш­ной правды в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, два философских взгляда в пьесе взаимосвязаны.

Мысль о свободном человеке высказывает Сатин. Он разоб­лачает утешительную ложь старца Луки, который, видя муки обездоленных, бескорыстно старается помочь им, облегчить страдания, умиротворить. Спившемуся Актеру он внушает на­дежду на излечение в бесплатной лечебнице; умирающей Анне советует не бояться смерти: она ведь несет покой; вору Пеплу советует уехать в богатую, счастливую Сибирь. Обманщик Лука по-своему гуманен, но его гуманизм пассивно-сострадателен. Он основан на том, что Лука не верит в возможности человека: для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются лишь в сострадании и утешении. «Мне — все равно! Я и жуликов ува­жаю, по-моему, ни одна блоха не плоха», — говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому ко всем и подходит с утешительной ложью.

Против этой утешительной лжи и философии рабской покор­ности и долготерпения выступает Сатин: «Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, тем ложь нужна... Одних она поддержи­вает, другие прикрываются ею... Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». В монологе Сатина в полный голос звучит требование свободы и гуманного отношения к чело­веку: «Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жа­лостью... уважать надо!» Он убежден в том, что следует не при­мирять человека с действительностью, а заставить саму действи­тельность служить человеку. «Человек свободен. Человек — вот правда. Все в человеке, все для человека. Существует только че­ловек, все же остальное — дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!» — вот основная идея пьесы.[/sms]
22 ноя 2007, 16:38
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.