Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Сочинение: «Человек!.. Это звучит...гордо!» (по пьесе М. Горького «На дне»)


Сочинение: «Человек!.. Это звучит...гордо!» (по пьесе М. Горького «На дне»)

Сочинение: «Человек!.. Это звучит...гордо!» (по пьесе М. Горького «На дне»)Драма «На дне» — этапное произведение в творчестве Горь­кого. И написано оно было в переломное для страны время. В 90-х годах в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обни­щавших крестьян уходили из деревень в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи людей оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество люмпе­нов — «босяков», которые опускаются на дно жизни.

Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ из­влекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где обретали приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие «бывшие люди». Написанная в 1902 году пьеса «На дне» и изображала жизнь этих людей. Сам Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых я от­ношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и унижен­ных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти — неизлечимы». Но пьеса не только завершила тему о босяках, но и отвечала новым требованиям, которые вы­двигала напряженная предреволюционная эпоха.
[sms]
Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом под­вале: вместо стульев — грязные обрубки дерева, грубо сколо­ченный стол, по стенам — нары. Здесь собрались воры, шуле­ры, нищие, калеки — все, кто выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: быв­ший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, несчастная падшая Настя, вор Васька. У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и за­топтано в грязь.

Все обитатели ночлежки вытолкнуты «хозяевами» на дно жизни, но в них не окончательно растоптано человеческое. В этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспро­светное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства. Васька Пепел, сильная и широкая натура, страстно мечтает об иной жизни; Настя, наивная, трога­тельная и беспомощная, стремится спрятаться от окружающей ее грязи, мечтая о чистой и преданной любви. Актер — без­вольный алкоголик, потерявший не только место в жизни, но даже за ненужностью свое имя, в то же время — мягкий, ли­рически настроенный романтик и поэт в душе.
 
Судьба сделала Клеща озлобленным и жестоким, но все-таки он упорно, мучи­тельно, честным трудом старается подняться со «дна». Татари­на Асана отличает честность, Наташу — душевная чистота и нежность. И только Бубнов и Барон представляют собой пре­дел падения человеческой личности. Они не проявляют каких бы то ни было стремлений изменить свою жизнь. Бубнов ко всему равнодушен, он не любит людей и ни во что не верит. А Барона паразитическое существование привело к полному моральному разложению.
Такова пестрая галерея персонажей пьесы, и все это жерт­вы. Даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из несчастных хоть несколько грошей. Судьбы всех этих людей и самое существо­вание «дна» доказывают неправомерность строя и служат ра­зоблачением и грозным обвинением мира, где возможно такое «бытие» человека.

В этой пьесе Горький обрушился на буржуазную филосо­фию утешительной, лжи. Лука считает всех людей ничтожны­ми, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении. Лука — сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся слабые люди. «Ложь во спасе­ние» .— вот принцип, которому следует Лука. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать но­вую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где выле­чивают от алкоголизма в роскошной лечебнице; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Утешающая ложь Луки встречает сочувствие у ночлеж­ников. Ему верят, так как хотят поверить в существование иной правды, так как страстно желают вырваться из ночлежки и пробиться к другой жизни, хотя пути к ней неясны.

Горький в одном интервью 1903 года так высказался об ос­новном вопросе, поставленном в пьесе: «Основной вопрос, кото­рый я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострада­ние? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, что­бы пользоваться ложью, как Лука?» Утешители ненавистны Горькому, и в образе Луки писатель разоблачил их несостоя­тельность.

Решение вопроса, что же надо делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить «дно», дает в своих речах Сатин, образ которого противопоставлен утешителю Луке. Горький не идеа­лизирует этого героя: как и другие босяки, Сатин не способен ни к общественно полезному труду, ни к революционному дей­ствию, он заражен анархическими настроениями. В нем нема­ло пороков, привитых ему ночлежкой: он пьяница и шулер, подчас жесток и циничен, но все-таки от других босяков его отличает ум, относительная образованность и способность мыслить.
 
В ночлежке раздаются знаменитые слова Сатина, за­являющие о праве «человека на личную свободу и человечес­кое достоинство»: «Все — в человеке, все для человека! Суще­ствует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Чело­век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жа­лостью... уважать надо!» Эти слова отразили самые высокие мечты предреволюционного периода. «Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!» — такое выска­зывание Сатина воспринималось как революционный призыв, как «сигнал к восстанию».

Заявляя о своей глубокой вере в творческие силы, разум и способности свободного человека, Горький утверждал высо­кие идеи гуманизма. Писатель понимал, что в устах спившегося босяка Сатина слова о гордом и свободном человеке звучат ис­кусственно, но эти слова должны были звучать в пьесе, выра­жая сокровенные идеалы самого автора и отмечая, что эту речь, «кроме Сатина... некому сказать, и лучше, ярче сказать — он не может».

В пьесе «На дне» Горький опроверг все основные принципы идеализма: идеи непротивления, всепрощения, смирения, — давая понять, за какими силами будущее. Вся пьеса проникну­та верой в человека — гордого и сильного, не нуждающегося в жалости, сочувствии, прощении и потому немного обделенного человечностью.[/sms]
22 ноя 2007, 16:32
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.