Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: Конфликт двух мировоззрений в рассказе М. Горького «Челкаш»


Сочинение: Конфликт двух мировоззрений в рассказе М. Горького «Челкаш»

Сочинение: Конфликт двух мировоззрений в рассказе М. Горького «Челкаш»В ранних романтических рассказах Максим Горький выра­зил свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов — так называемые босяки. Писатель изображает их людьми смелыми, сильными душой. Главное для них — это свобода, которую босяки, как и все мы, понимают по-своему. Они страстно мечтают о какой-то особой жизни, далекой от обыденности. Но найти ее не могут, поэто­му уходят бродяжничать, спиваются, кончают жизнь само­убийством.
Один из таких людей изображен в рассказе «Челкаш». Челкаш — «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». В нем чувству­ется что-то опасное, холодное и хищное: «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обра­щал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зор­кой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал».

Челкаша устраивает жизнь, которую он ведет: он сам себе хозяин, а «впереди ему улыбался солидный заработок, требуя немного труда и много ловкости». Главное, что он ценит в жиз­ни — это свобода. Свобода от людей, труда, каких-либо обя­занностей.
[sms]
Его антиподом является крестьянский парень Гаврила, ко­торый случайно стал помощником вора и контрабандиста Чел­каша. У Гаврилы свои представления о свободе: «Гуляй, как хошь. Бога только помни». Челкаша он считает темным и опасным человеком, совершенно лишним и бесполезным. «Пропащий ведь ты... Нет тебе пути...» — говорит он. Навер­ное, в подобных словах есть доля правды, потому что они вы­водят из себя Челкаша, он воспринимает их как оскорбление. Вот как он реагирует на слова Гаврилы «больно ты закому-рист... темен ты...»: «он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загоре­лое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья за­житочный мужик».

Между тем Челкаш и Гаврила имеют общее социальное происхождение: оба они из крестьян. Но Челкаш давно порвал с деревенской средой, он «чувствовал себя... выброшенным на­всегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах». Тем не менее, многие особенно­сти крестьянской психологии хорошо понятны Челкашу. При­вязанность к земле и хозяйству, даже скупость. «А жаден ты!.. Нехорошо... Впрочем, что же? Крестьянин...» — подмеча­ет Челкаш.

По-разному герои относятся к труду. Если Гаврила мечтает о деньгах для того, чтобы вложить их «в землю», то Челкаш ни­как не может понять, в чем радость крестьянского труда. Он упорно спрашивает у Гаврилы: «Ну, скажи мне, — заговорил Челкаш, — придешь ты в деревню, женишься, начнешь землю копать, хлеб сеять, жена детей народит, кормов не будет хва­тать; ну, будешь ты всю жизнь из кожи лезть... Ну, и что? Мно­го в этом смаку?» Смысл жизни для него в другом.

Вольная босяцкая жизнь, просторное и могучее море очища­ют Челкаша от страсти к деньгам. Он глубоко презирает Гаври­лу за его жадность, стяжательство.

Горький показывает мучительную борьбу в душе религи­озного деревенского парня, которая завершается победой нео­долимой силы денег. Когда Гаврила узнает, в какое дело втя­нул его Челкаш, он мечтает сбежать, боится «душу загубить на всю жизнь». Но после вопроса Челкаша: «Ну ежели бы две радужных?» (двести рублей) настроение парня меняется. Он уже готов согласиться на новое воровство и пожертвовать спасением души: «Да ведь, может... и не загубишь! — улыб­нулся Гаврила. — Не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься».

Следующий поворот сюжета убеждает нас в том, что ради денег Гаврила действительно готов на все. За украденную ма­нуфактуру Челкаш получил 540 рублей. И Гаврила всерьез за­мышляет убийство напарника. В этот момент вор и гуляка Чел­каш вызывает большую симпатию автора и читателей. «На! Жри... — крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем». Не удивительно. Челкаш понимает, что духовно он выше и чище, чем тот, кто называл его лишним, не­нужным на земле человеком.

Мечта Гаврилы осуществляется. «Потом Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, за­жатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сто­рону, противоположную той, где скрылся Челкаш». Эта, каза­лось бы, незначительная деталь говорит о многом. Во-первых, поступок Челкаша не изменил мировоззрение крестьянского парня. Во-вторых, Гавриле и Челкашу действительно не по пути, слишком по-разному они смотрят на жизнь. И действи­тельно, «...вор, гуляка, оторванный от всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!..»

Хотя со времени написания рассказа «Челкаш» прошло бо­лее ста лет, он не потерял своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищание большинства населения, па­дение престижа нравственных ценностей — все это привело к тому, что многие люди считают деньги самым главным в жиз­ни, и для них неважно, каким способом они добыты. Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче.[/sms]
22 ноя 2007, 16:29
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.