Последние новости
09 дек 2016, 20:32
В Волгодонске  состоялось первенство Ростовской области по плаванию по программе...
Поиск

» » » » Сочинение: Идейное содержание пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»


Сочинение: Идейное содержание пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

Сочинение: Идейное содержание пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»Пьеса «Вишневый сад» — последнее произведение А. П. Че­хова. Шли 80-е годы XIX века. Чехов тонко чувствовал трагичес­кое положение людей, утративших смысл жизни. Пьеса была по­ставлена на сцене Художественного театра в 1904 году. С наступ­лением XX века Россия становилась капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Этот процесс уско­рился с освобождением крестьянства, отменой крепостного права Александром II. Черты нового были видны не только к экономи­ке, но и в самом обществе, менялись представления и взгляды людей, утрачивалась прежняя система ценностей.

Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. В основе пьесы лежит социальный кон­фликт — конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая сюжетная линия — социально-ро­мантическая. «Вся Россия — наш сад», — так устами своих ге­роев говорит сам Чехов. Но мечта Ани и Пети Трофимова раз­бивается о практицизм Лопахина, по воле которого вырубается вишневый сад.

Любовь Андреевна Раневская не может, не в состоянии, по­добно Николаю Петровичу Кирсанову из романа И. С. Тургене­ва «Отцы и дети», приспособиться к переменам, перестроить хозяйство в своем поместье. К концу XIX века большая часть помещиков после отмены крепостного права разорилась. Дво­рянство, привыкшее праздно жить, тратить, не работая и не экономя, не сумело перестроиться в новых условиях. Любовь Андреевна давно уже «спустила» все свое состояние, ее имение заложено и перезаложено, но она в силу привычки не может изменить свой расточительный образ жизни. Раневская не по­нимает, что наступившее время требует от нее постоянных уси­лий, переосмысления изменившегося положения.
[sms]
Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о про­шлом, она растерянна, сломлена всем происходящим, скорее всего она просто боится думать о настоящем, погружаясь в ка­кие-то малозначительные миражи. И если ее можно понять, по­тому что она привыкла праздно порхать по жизни, то ее брат Гаев — это смесь тупого самомнения о своей значительности и полнейшей ничтожности во всем. В таком-то возрасте старый лакей Фирс надевает ему штаны! Это важная деталь в обрисов­ке характера Гаева.

Чехов в своем дневнике писал: «Вся Россия — страна ка­ких-то жадных и ленивых людей. Они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и ужасно храпят...» Гаев заявляет, что все свое состояние он «проел на леденцах». Он завершает гале­рею «лишних людей» в русской классической литературе. Этот персонаж, произносящий длинные речи, — всего лишь пародия на культурного и образованного дворянина.

Конфликт с новой действительностью разрешается в поль­зу торжествующего Лопахина, «хищного зверя», по определе­нию Пети Трофимова. Лопахин — явная противоположность владельцам вишневого сада. Беспечности и непрактичности старых хозяев вишневого сада противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремленность Лопахина. Он прямой потомок тех, «чьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду». Лопахин — потомок крепостных, которые работали на Раневских. Он ликует, купив имение. Трофимов говорит о Ло-пахине: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

Чехов ясно видел хищническую природу капитала. Страсть к приобретательству калечит человека, становясь его второй на­турой. Тонкая, нежная душа Лопахина рано или поздно загрубе­ет, потому что «коммерсант» в нем всегда будет брать верх. Эмо­ции и нажива — это абсолютно несовместимые понятия. Лопахи­на все же потрясают слезы Раневской, он умен и понимает, что не все можно купить и продать, однако практицизм «мужика» побеждает в нем. Но какую новую жизнь можно построить, загу­бив прекрасный вишневый сад и отдав землю под дачи? Красота разрушена. Дачники дополнят то, что начал Лопахин.

Чехов четко показал полную деградацию и моральное оску­дение дворянства, разложение его как класса. Распад дворян­ской культуры завершает экономическое разложение сословия. Но, по мнению Чехова, капитализм — тоже временное явление, потому что он несет с собой разрушение. Петя советует Лопахину «не размахивать руками». Что это значит? В эти слова Чехов вкладывает большое сомнение в целесообразности действий Ло­пахина. Трофимов говорит: «Строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так — это тоже значит размахивать руками...»

Герои по-разному видят свое будущее. Раневская считает, что ее жизнь кончена, Трофимов и Аня даже где-то рады про­даже сада, потому что это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад. Вишневый сад — это символ прожитого, и с ним уходят Фирс и Раневская. Старого лакея Фирса забы­вают, он остается в пустом, заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от старости, а от голода. Фирс, видимо, покорно при­мет смерть, понимая, что свое уже прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь.

Чехов показал страну на перепутье. В ней еще не изжито до конца прошлое, еще не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее. Петя Трофимов, пассивный мечтатель и идеалист, представляется Чехову человеком, кото­рый уничтожит власть и сможет изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве, справедливости скорее всего лишь оста­нутся мечтами. У Раневских его зовут «облезлым барином» не только из-за внешности, но и из-за того, что он остается мечта­тельным юношей. Аня верит Трофимову и согласна уехать С ним в Москву. Скорее всего она поступит на курсы или станет революционеркой. Пьеса заканчивается возгласом: «Здравст­вуй, новая жизнь!»

Чехов не показал, какой она будет, да он и не мог этого знать: ведь шел 1904 год. Трофимов и Аня полны надежд, испы­тывая прилив сил и неудержимое желание трудиться на благо людей. Петя, по мнению Чехова, придет на смену Лопахину, потому что именно в его уста автор вкладывает ценную мысль о том, что «вся Россия — наш сад».

Чехов был глубоко убежден, что человеку, чтобы быть сво­бодным, нужен весь земной шар. Близилась буря. Чехов пред­видел и ждал ее. В каждом произведении писателя выражен протест против бессмысленности и пошлости человеческого су­ществования.

Алексей Толстой писал: «Чехов — это Пушкин в прозе». С этим утверждением трудно не согласится. «Вишневый сад» - итог творческого пути писателя. Этой пьесой Чехов завершил идейное развенчание дворянства, начатое в романе И. С. Турге­нева «Отцы и дети». Спустя сорок лет, прошедших после отме­ны крепостного права, дворянское сословие постепенно сходило с жизненной арены. Паразитизм дворянства, пустозвонство, привычка к незаслуженной роскоши — все чуждо писателю. Новый владелец вишневого сада тоже не является положитель­ным героем. Он более жизнеспособен, обладает крепкой хват­кой, но в погоне за прибылью буржуазия, несомненно, уничто­жит духовные ценности. Так думал А. П. Чехов и сказал об этом в своей пьесе.[/sms]
22 ноя 2007, 16:13
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.