Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»


Сочинение: Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»

Сочинение: Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа «Война и мир» и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилет­нем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении бо­лее чем полутора тысяч страниц романа.

Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и се­мье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная роман­тическая влюбленность творца в свое творение.

Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черноглаза и волосы ее сбились назад черными кудрями. Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя.

Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Она даже внешне и, думается, совершенно не случайно похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же би­ологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями.
[sms]
Вспомним, как Наташа отплясывает после охоты. «Чистое дело, марш», — удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: «Где, как, когда всосала в себя из того русско­го воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитан­ная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, кото­рых и ждал от нее дядюшка».

Однако как литературный образ Наташу невозможно полно­стью понять без определенных литературных проекций.

Во-первых, это пушкинская Татьяна Ларина. Их внешнее сходство можно расценивать как цитатное. Кроме того, общая культурная аура, поэтика фольклорных забав и, отдельно, по­этика французских романов, которыми зачитывались барыш­ни той поры.

Во-вторых, это Софья из комедии Грибоедова «Горе от ума». Влюбленность образованной, умной девушки в подлень­кого и глуповатого Молчалина и любовь-болезнь, любовь-на­важдение Наташи к Анатолю Курагину имеют довольно много схожих черт.

Обе эти параллели не позволяют полностью объяснить На­ташу, однако с ними легче разглядеть причины некоторых ее поступков и душевных движений.

В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумы­вается в то, что делает. Она повинуется некоему «роевому» инстинкту жизни.

После гибели Пети Ростова — она главная в семье. Она дол­гое время ухаживает за тяжелораненым Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, — высокую, чи­стую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа до самого конца с князем Андреем. Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основани­ях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этичес­кой силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной ме­ре все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробужда­ется «от жизни», Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве «благоговейного умиления», которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляю­щей дальнейшего существования Наташи.

В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. «Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила.» Уже ничего не напоминает в этой сильной, располневшей женщине прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее «сильной, красивой и плодовитой самкой». Все мысли Наташи о муже и семье. Да и мыслит она по-особенному, не умом, «а всем существом своим, то есть плотью». Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы. Неудивительно, что подобное состояние жизни не кажется примитивным или наивным ни героям, ни автору. Семья — обоюдное и добровольное рабство. Она только любит и люби­ма. И в этом для нее скрыто истинное положительное содер­жание жизни.

«Война и мир» — единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец. То состояние, в котором он ос­тавляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, — лучшее, что он мог придумать и дать им. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его сво­еобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.[/sms]
22 ноя 2007, 15:47
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.